Дебиторская задолженность как объект управления в кредитном менеджменте
В современных условиях практически любое предприятие, осуществляющее финансово-хозяйственную деятельность, имеет на своем балансе дебиторскую задолженность. Очень часто размеры последней достаточно велики по отношению к имеющимся оборотным активам, поэтому особенно важно иметь представление о качестве дебиторской задолженности, которое зависит от множества факторов, главными из которых являются риск и срок.
Для некоторых отраслей характерно наличие высокорисковых дебиторских задолженностей, в то время как другим отраслям это не присуще. Каждая фирма должна решать, какой уровень риска она готова принять, если она хочет остаться конкурентной и прибыльной в своей отрасли. Следует отметить, что чем больше срок дебиторской задолженности, тем выше риск невозврата её суммы как в части, так и полностью.
Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие управлять дебиторской задолженностью [21]:
- контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченным (просроченным) задолженностям;
по возможности ориентироваться на большее число покупателей с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;
- следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности: значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой неустойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) источников финансирования;
использовать способ предоставления скидок при досрочной оплате.
Глава 2. Развитие кредитного менеджмента на предприятии