Дебиторская задолженность как объект управления в кредитном менеджменте
1. Счета, уже обанкротившиеся.
2. Счета под правовым воздействием.
3. Счета, недоступные для взыскания.
4. Счета-фактуры спорные, более, скажем, чем 12-месячной давности.
. Счета, относящиеся к "высокому риску".
Прошлый опыт может помочь при обсуждении спорных вопросов или счетов с агентами, собирающими долги. Преобладающая ситуация в экономике и промышленности будет влиять на политику, проводимую по отношению к высокорисковым клиентам (включая их выявление). Общая финансовая политика фирмы будет, вероятно, определяться тем, насколько действенно будут учитываться рекомендации кредитного менеджера.
Наконец, кредитный менеджер, который видит наличие в своей деятельности принципа парето (т.е. 20% всех клиентов имеют 80% всех долгов) - это ведет к тому, что неплатежеспособность главного клиента будет иметь серьезное воздействие на прибыль и ликвидность, - должен думать о страховании кредита.
Продленный кредит часто используется для стимулирования торговли и это правильно. Однако, несмотря на то, что стоимость кредита была рассчитана и включена в калькуляцию прибылей, неосторожное предоставление пролонгированного кредита может иметь результат, противоположный тому, на который рассчитывали. Удлинение периода кредита влечет за собой увеличение расходов на финансирование, большее влияние на прибыль и меньшую ценность от увеличения продаж. Компания, занявшая деньги под финансирование возросшего дебиторского уровня, может быстро обнаружить, что ее прибыль уходит на выплату процентов. Эта опасность существует даже без предоставления пролонгированных кредитов. В периоды дорогих или дефицитных денег фирмы начинают искать наиболее дешевую форму финансирования - пролонгированный кредит, который не был согласован, но действительно взят. Небольшие фирмы имеют тенденцию сильнее страдать от своих крупных покупателей в основном потому, что небольшие фирмы вообще неспособны или не желают (из-за недостатка внимания к менеджменту) оказывать давление на покупателя так, как это могут делать крупные фирмы.
Простого ответа для решения проблемы контроля над кредитом у фирм нет, но несколько пунктов стоит принять во внимание:
1. Насколько важна для покупателя продукция? Преимущество небольших фирм часто основывается на том, что они снабжают покупателей специальными продукцией или услугами.
2. Собственник ближе к разрешению проблемы задержек платежей при индивидуальном подходе к покупателям.
3. Как издержки финансирования пролонгированного кредита и его влияние на ликвидность соотносятся с расходами на содержание опытного кредитного контролера?
4. Учтена ли возможность факторинга операции (перепродажи права на взимание долгов)?
В случае, если что контроль над кредитом будет запущен, дебиторская задолженность возрастет. Многие фирмы в начале своей деятельности терпели неудачу больше от проблем ликвидности, чем от недостатка прибыли. Больше внимания на высокий дебиторский уровень и стоимость его сокращения может помочь многим фирмам избежать проблемы с наличными денежными средствами. Последний пункт надо понимать как потенциальную экономию, достигаемую сокращением долгов.
Анализ дебиторской задолженности начинается с оценки её состояния и динамики оборачиваемости, поскольку любое замедление в оплате ведёт к увеличению затрат, связанных с задолженностью. Задержки в оплате также могут служить сигналом об ухудшении качества дебиторской задолженности. В отечественной и иностранной литературе для целей анализа используется показатель оборачиваемости дебиторской задолженности и другие, производные от него.
Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности используется такие показатели как оборачиваемость дебиторской задолженности, период погашения дебиторской задолженности, доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов, доля сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности. С помощью данных показателей можно отследить качественные изменения в дебиторской задолженности и оценить происходящую динамику. Также можно сопоставить доли клиента в дебиторской задолженности с его долей в товарообороте организации. То есть, предоставление клиенту товарного кредита эффективно тогда, когда вклад клиента в товарооборот превышает его вклад в формирование дебиторской задолженности. В качестве анализируемого периода принимается месяц или квартал. Тогда на первом этапе определяется оборачиваемость дебиторской задолженности как в целом по организации(средняя величина), так и по каждому её клиенту, а также доля каждого клиента в дебиторской задолженности и в товарообороте организации. На втором этапе все Клиенты, в зависимости от значения показателя оборачиваемости, разбиваются на четыре группы: оборачиваемость равна нулю; оборачиваемость от нуля до значения ниже среднего по организации; оборачиваемость выше среднего по организации; нет дебиторской задолженности. Третий этап - собственно сам анализ. На этом этапе в зависимости от задачи, поставленной руководством организации, производится группировка полученных результатов по: отделам; менеджерам; клиентам. Предложенная классификация позволит начать работу по анализу, отслеживанию и взысканию задолженности, используя возможности программного продукта EXCEL. Для получения устойчивых результатов рекомендуемую методику необходимо применять, начиная с третьего месяца с момента начала наблюдения. Далее возможно её помесячное применение