Основные элементы налоговой системы
Примером пропорционального налога может служить налог на доходы физических лиц, взимаемый в настоящее время по единой ставке 13% (исключение составляют только отдельные виды доходов, такие как выигрыши в лотереи, превышение выплат по договорам добровольного страхования и некоторые другие). Ранее налогообложение доходов граждан в России было прогрессивным, и действовала шкала ставок налога: 12% для доходов менее 50.000 руб. в год, 20% - от 50.000 до 150.000 руб.; и 30% - свыше 150.000 руб.
Под налоговым периодом
понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для различных налогов налоговые периоды могут быть разными. Так, в России для налога на добавленную стоимость налоговым периодом является квартал, для налога на доходы физических лиц - календарный год.
Все налоги можно подразделить на две основные категории: прямые и косвенные. Это деление известно еще с древности, однако его критерии не являются однозначно определенными. В общем случае к прямым налогам
принято относить такие налоги, которые выплачиваются налогоплательщиком со своих доходов или имущества и являются его прямым взносом в бюджет. Прямые налоги являются исторически более ранней формой налоговых платежей. В современных условиях к ним относятся налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и другие.
Косвенные налоги
- это налоги на товары и услуги, которые взимаются путем включения налога в цену товара (тариф на услуги). К их числу относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины. Особенностью косвенных налогов является то, что они вытекают из хозяйственных актов, оборотов, финансовых операций и преследуют целью переложение налогового бремени с производителей товаров или услуг на их потребителей. Однако, на практике такое переложение достигается не всегда.
Одним из ключевых вопросов теории и практики налогообложения является вопрос о распределении налогового бремени между экономическими агентами. Для иллюстрации этой проблемы рассмотрим простой пример. Допустим, что цена коробки конфет равна 50 руб., и государство устанавливает налог с продаж в размере 5 руб. с каждой коробки. Предполагается, что бремя данного налога полностью ляжет на покупателей конфет в форме повышения цены. Не желая сокращать прибыль, производитель товара первоначально поднимет цену товара на величину налога - с 50 до 55 руб. Однако, не все потребители будут готовы купить его по более высокой цене, часть из них предпочтет сократить потребление конфет. Для того, чтобы обеспечить нормальный объем продаж, производитель будет вынужден снизить цену, допустим до 53 руб. за коробку. Доход, получаемый производителем от продажи каждой коробки, будет равен 53 - 5 = 48 руб. Таким образом, по сравнению с исходной ситуацией его доход снижается на 2 руб. Потребители также несут определенные потери, поскольку вынуждены платить за коробку конфет на 3 руб. больше, чем до введения налога. В итоге мы видим, что на потребителя была переложено не все налоговое бремя, а лишь его часть. В теории показывается, что подобное распределение налогового бремени между производителем и потребителем товара (размещение налога) определяется характеристиками спроса и предложения налогооблагаемых товаров.
Приведенный пример показывает, что необходимо различать понятия законодательно установленного и фактического налогового бремени. Законодательно установленное налоговое бремя определяется исходя из того, на кого возложено внесение налоговых платежей в государственный бюджет в соответствии с действующим законодательством. Однако, для более углубленного анализа недостаточно установить, кто формально является налогоплательщиком. Необходимо изучить распределение фактического налогового бремени исходя из того, какое влияние оказывает налог на распределение доходов в экономике.