Внебюджетное финансирование
Государственные и муниципальные образовательные учреждения получали право оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, куда были отнесены обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с учащимися углубленным изучением предметов и другие услуги, за рамками соответствующих образовательных программ и государственных стандартов.
Образовательные учреждения получили право вести регулируемую соответствующим законодательством предпринимательскую деятельность, к которой дела отнесена любая деятельность образовательного учреждения:
1. по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
2. по торговле покупками товарами, оборудованием;
. по оказанию посреднических услуг;
. по долевому участию в деятельности других учреждений, предприятий и организаций;
. по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов по ним;
. по ведению приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и их реализации.
Для стимулирования развития такой деятельности законодательством были установлены налоговые льготы. Таким образом, несмотря на формальное разделение деятельности на непредпринимательскую и предпринимательскую, наличие ряда ограничений, общее состояние образовательного учреждения было в значительной степени приближено к состоянию коммерческой организации.
Дальнейшее развитие законодательства в начале XXI в. ввело ряд существенно важных ограничений в самостоятельном распоряжении образовательными учреждениями внебюджетными средствами, к числу наиболее важных из которых можно отнести следующие положения:
1. право собственности образовательных учреждений доходы от самостоятельной деятельности было заменено правом самостоятельного распоряжения при сохранении, скорее всего - временно, за ними права самостоятельного утверждения смет доходов и расход внебюджетным средств;
2. поскольку доходы образовательного учреждения отнесены к неналоговым доходам бюджета, смета внебюджетных средств должна составляться в кодах классификации расходов бюджетов; в смете приводят, коды, по которым предусматриваются затраты;
3. распределение расходов в смете внебюджетных средств осуществляется без отнесения к конкретным источникам образования средств;
. учреждение может составлять различные сметы по видам внебюджетной деятельности, но в органы казначейства должна представляться сводная смета;
. учреждениям необходимо оформление разрешений на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, в органах казначейства.
Эти положения нашли отражение в Порядке формирования смет доходов и расходов по внебюджетным средствам, разработанном Министерством образования Российской Федерации в 2001 г.
На последнем положении следует остановиться несколько более подробно. Первоначально набор источников формирования специальных средств носил достаточно ограниченный характер. Серьезные изменения внес Закон «Об образовании», основополагающим положением в этой части можно считать закрепление за образовательным учреждением права собственности:
1. на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию;
2. на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности;
. на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
Закон «Об образовании» существенно расширил права образовательных учреждений в части осуществления самостоятельной приносящей доходы деятельности, предоставив право образовательным учреждениям осуществлять практически все виды предпринимательской деятельности и оказывать платные образовательные услуги, в том числе осуществлять платное обучение. Тем самым были созданы условия для формирования и быстрого развития дополнительных источников финансовых, поступлений в сферу образования, вследствие чего объем внебюджетных поступлений в систему образования постоянно увеличивался. Внебюджетные средства зачислялись на расчетные счета образовательных учреждений и расходовались ими по своему усмотрению на уставные цели.