Внебюджетное финансирование
Важным источником финансирования деятельности образовательных учреждений буквально с момента их создания являлись так называемые «специальные средства», которые представляли собой доходы от различных видов деятельности, осуществляемых образовательными учреждениями.
Указанный термин применялся еще в университетских уставах XIX в., а также и в других документах, характеризующих финансирование образования. Содержание этого термина практически не изменилось и в более позднее время, вплоть до 90-х гг. ХХ в., когда он был постепенно вытеснен понятием «внебюджетные средства».
Особенности формирования и расходования специальных средств учреждений, состоящий на республиканском бюджете РСФСР, бюджетам автономных республик и местных бюджетов, определялись постановлениями правительства, например постановлением СНК РСФСР «О специальных средств учреждений, состоящих на республиканском бюджете РСФСР, бюджетах автономных республик и местных бюджетах» от 9 июня 1944 г. и другими нормативными документами. Изучение этих документов позволяет сделать некоторые выводы о позиции государства в отношении специальных средств, получаемых государственными бюджетными учреждениями.
Во-первых, право иметь специальные средства, судя по постановлению, предоставлялось не всем бюджетным учреждениям, т. е. имел место разрешительный принцип осуществления приносящей доходы деятельности, действовавший выборочно как по вилам деятельности, так и по конкретным учебным заведениям.
Во-вторых, несмотря на то, что специальные средства не зачислялись в бюджет, по ним, как и по бюджетным средствам, составлялись сводные сметы по народным комиссариатам и ведомствам, предоставляющиеся в соответствующий НКФ одновременно со сводными бюджетными сметами.
В-третьих, своды смет специальных средств утверждались НКФ после утверждения соответствующих бюджетов. На основе утвержденных сводов наркоматами и другими органами управления утверждались подведомственным учреждениям сметы специальных средств.
Таким образом, планирование специальных средств осуществлялось централизованно, практически в том же порядке, что и планирование специальных средств.
Доходная часть сметы по специальным средствам составлялась с полным учетом всех ожидаемых к поступлению доходов и остатков специальных средств, а расходная - в соответствии с планом работ, на которые эти средства должны были расходоваться.
Сметы должны были составляться отдельно по каждому виду специальных средств. Причем передвижение сметных назначений из сметы одного вида специальных средств в смету другого вида не допускались.
Распорядителями специальных средств являлись руководители учебных заведений. В частности, например в школах специальными средствами распоряжались директора или заведующие, которые вели также учет постановления и расходования этих средств. Вся работа по составлению средств школ по специальным средствам, так же как и по бюджетным, должна была проводиться при непосредственном участии коллектива школы и общественных организаций.
Специальные средства бюджетных учреждений хранились на процентных текущих счетах в тех кредитных учреждениях, в которых имелись текущие счета по исполнению бюджетных смет этих учреждений. Специальные средства всех видов хранились на одном текущем счете. Выдача специальных средств с этих счетов осуществлялось кредитными учреждениями в пределах утвержденной сметы при представлении распорядителем кредитов по специальным средствам (руководителем бюджетного учреждения) справки об утверждении соответствующим органом управления сметы специальных средств. При отсутствии такой справки средства не выдавались, а осуществлялся только прием и зачисление доходных поступлений на текущие счета. Следует отметить, что этот порядок с незначительными изменениями действовал еще и в начале 1990-х гг., когда банки требовали от образовательных учреждений утвержденную министерством смету расходов специальных средств, а основные его положения были учтены при формировании порядка казначейского исполнения бюджета.
При поступлении доходов в размерах, превышающих смету, их расходование допускалось после утверждения дополнительной сметы, должны были быть сокращены в соответствующем размере расходы по смете.