Дискреционные и автоматические финансовые регуляторы
Кредитно-денежное регулирование
осуществляется государством при ведущей роли центрального банка. К его методам относят учётную политику (изменение учётной ставки), регулирование обязательных минимальных резервов (изменение резервной нормы), операции на открытом рынке.
Цель увеличения предложения денег достигается путём экспансии, «политики дешёвых денег». Она применяется, как правило, как антикризисная мера, направленная на повышение совокупного спроса. Политика дешёвых денег включает следующие действия Центрального банка: скупка государственных ценных бумаг, уменьшение учётной ставки, понижение нормы резервов.
На сокращение предложения денег направлена так называемая «политика дорогих денег» - продажа государственных долговых обязательств, повышение процентной ставки и нормы резервов. Политика дорогих денег применяется как антиинфляционная мера.
Преимущества кредитно-денежных методов (на которых акцентировали внимание представители неоклассической экономической школы):
· Позволяют эффективно бороться с инфляцией и бюджетным дефицитом;
· Действуют значительно быстрее бюджетных;
· Дают меньший социально-политический резонанс (в случае «непопулярных» мер).
К недостаткам кредитно-денежных методов регулирования следует отнести тот факт, что они не обеспечивают занятость и экономический рост, а также не решают социальных задач государства.
Теперь следует остановиться на следующем, малоисследованном секторе финансово-кредитной системы - страховании
, роль которого в государственном регулировании практически не исследовалась в литературе. Однако автору данной статьи, более 6 лет работающему на страховом рынке, определить его регулирующий потенциал представляется особенно важным.
Будучи частью финансово-кредитной системы, страхование в определённой мере может использоваться в качестве регулятора. Такое мнение выражалось некоторыми российскими специалистами по теории финансов, в частности В.М. Родионовой, В.Н. Коломиным и др. Другая точка зрения (В.В. Шахова), согласно которой страхование - самостоятельная экономическая категория, также не исключает возможности его использования в качестве регулятора. Возможности страхования в этой области длительное время были ограничены относительно низким размером доли ВВП, перераспределяемой через страховой рынок по сравнению с бюджетом или кредитной системой.
налог лаффер фискальный
Таблица 1. Перераспределение ВВП России через финансово-кредитную систему, % к ВВП, в ценах соответствующих лет.
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 | |
Государственный бюджет доходы |
24,8 |
22,01 |
28 |
29 |
28,2 |
26,1 |
23,1 |
расходы |
23,4 |
24,8 |
31,4 |
33,6 |
37,3 |
29,4 |
28,7 |
Разница между доходами и расходами |
1,4 |
-2,7 |
-3,4 |
-4,6 |
-9,1 |
-3,3 |
-5,6 |
Кредитные вложения в экономику (на конец года) |
27,6 |
31,5 |
26,8 |
17,5 |
13,7 |
8,1 |
Нет данных |
В том числе краткосрочные |
20,3 |
28,4 |
25,4 |
16,9 |
13 |
7 |
Нет данных |
Страховые взносы |
3 |
1,05 |
0,6 |
0,7 |
1,2 |
1,3 |
1,3 |