Дискреционные и автоматические финансовые регуляторы
Регулирование через систему бюджетных расходов включает:
1. Использование прямого государственного финансирования - бюджетных субсидий (дотаций, субвенций). Экономическая сущность этой группы операций - перераспределение государственных средств, носящее непроизводительный характер.
2. Использование системы государственных заказов и закупок. Экономическая сущность этой системы - перераспределение государственных средств в пользу производителей приобретаемой государством продукции (работ, услуг). Средства направляются в сферу материального производства, следовательно, в отличие от предыдущей группы, данный вид расходов носит производительный характер.
Такие экономические механизмы называют также встроенными стабилизаторами, ибо они предусмотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета.
Основные встроенные стабилизаторы:
1) Пособия по безработице. Если растёт безработица, то и поступления от налогов для обеспечения таких пособий снижаются из-за общего падения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Во время подъёма, наоборот, объём таких выплат уменьшается, что тормозит совокупный спрос и даёт возможность экономить бюджетные средства.
2) Налоги на прибыль корпораций. Прибыль - самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она уменьшается сильнее остальных видов доходов во время рецессии и растёт быстрее во время оживления. Точно так же резко колеблются и налоговые поступления от прибылей корпораций. Снижение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета, и наоборот.
3) Прогрессивный подоходный налог. Налоговые поступления будут падать во время спада, и расти во время подъёма, автоматически стабилизируя экономику, т.е. ограничивая глубину и размах циклических колебаний.
Согласно кейнсианской теории, государственные расходы увеличивают совокупный спрос и приводят к мультипликативному росту национального продукта, а, следовательно, занятости. «Государственные расходы, также как и частные инвестиции, оказывают мультиплицированное (умноженное) воздействие на доход вследствие того, что непосредственно за этим имеют место производные потребительские расходы со стороны тех, чёй труд оплачивается государством». Сам Дж. М. Кейнс считал, что если государство финансирует организацию общественных работ, пусть даже неэффективных, это «привело бы к значительному увеличению как реального дохода общества, так и его капитального богатства по сравнению с существенными размерами». Однако в современных условиях такая позиция не является бесспорной. Возможный негативный эффект увеличения бюджетных расходов связан с тем, что они финансируются не за счёт налоговых поступлений, а за счёт роста бюджетного дефицита, в результате чего возникают инфляционные тенденции.
Бюджетная политика (включая и налоговую, и расходную политику) может быть сдерживающей и стимулирующей.
Достигнуть при помощи бюджетных регуляторов увеличения совокупного спроса можно за счёт снижения уровня налогообложения и роста государственных расходов (стимулирующая политика). С одной стороны, это позволяет достигать экономического роста, с другой, провоцирует инфляционные процессы, сопровождаемые хроническим бюджетным дефицитом.
Для снижения совокупного спроса и сдерживания роста цен используется повышение уровня налогообложения и политики жестокой экономики бюджетных средств (сдерживающая политика). Это имеет сильный антиинфляционный эффект, однако вместе с инфляцией, как правило, подавляется и экономический рост.
В финансовом регулировании могут также использоваться внебюджетные фонды.
Механизм их использования аналогичен налоговому регулированию - сдерживающаяся политика предполагает увеличение уровня обязательных платежей (за счёт повышения ставок, расширения категорий плательщиков, сокращения числа операций, необлагаемых взносами во внебюджетные фонды), стимулирующая политика - обратные меры.
В условиях стагфляции, то есть параллельного развития процессов инфляции и падения объёмов производства, чисто финансовое регулирование зачастую оказывается неэффективным. Финансовая система, хотя и способна оказывать значительное влияние на денежно-кредитную систему, тем не менее, сама по себе не гарантирует её стабилизации (скорее напротив, оказывает дестабилизирующее воздействие, самым ярким проявлением которого является инфляция). Кроме того, одно финансовое регулирование не удовлетворяет полностью потребностей государства в рычагах воздействия на экономику, поэтому возникает необходимость в других регуляторах, в частности, в кредитно-денежных методах регулирования.