Развитие малого предпринимательства в условиях изменения налогового кодекса
Постановка проблемы.
Малое предпринимательство является средством существования и стимулом самосовершенствования для миллионов людей как в Украине, так и в целом мире. Малые и средние предприятия являются предпосылкой постоянного экономического роста, создания новых рабочих мест, укрепления экономики регионов.
Тем не менее всех субъектов малого предпринимательства удручает налоговое бремя. Это приводит к таким отрицательным следствиям, как спад деловой активности субъектов хозяйствования, отток национального капитала за границу, тенизация экономики.
Усовершенствование системы налогообложения малых предприятий Украины в современных условиях выступает очень важной проблемой. Ее решение существенно повлияет на пополнение государственного бюджета, дальнейшее развитие предпринимательства, инвестирование областей национальной экономики и социальной защите населения. Недостатки в налоговой системе приводят к отрицательным последствиям в экономике страны и к ее тенизации.
Анализ последних исследований и публикаций.
Обзор публикаций последних лет относительно роли и места налогов в экономической системе и непосредственно развития малого предпринимательства разрешает утверждать, что исследуемый вопрос привлекает особое внимание отечественных научных работников, среди которых необходимо выделить О.В. Балабенко, И.М. Бурденко, О.В. Кравченко и других.
В работах указанных авторов поднимаются вопросы относительно трудностей становления малого бизнеса в Украине как следствие того, что в теоретическом и практическом плане остаются до конца не решенными проблемы научного и методического обеспечения последовательной и стабильной налоговой политики относительно этой категории плательщиков.
Постановка задачи.
Целью статьи являются исследования состояния налоговой системы Украины, анализ влияния изменений Налогового кодекса на развитие малого бизнеса, изучение нормативно-правового механизма налогообложение субъектов малого бизнеса и его влияния на дальнейшие социально-экономические результаты.
С развитием интеграционных процессов в Украине главными субъектами рыночной экономики становятся субъекты предпринимательской деятельности, ведь именно они являются основой развития инновационной среды, движущей силой экономики. Малое предпринимательство - очень тонкий и чувствительный сектор экономики, который является неустойчивым для таких неблагоприятных факторов, как финансовые трудности, циклические колебания, инфляция, налоговое давление и т.п. Поэтому в этой связи, несколько недель назад правительством Украины было принято постановление о мерах по обеспечению развития субъектов малого предпринимательства. А именно, 20 октября 2011года Верховная Рада Украины приняла закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие законодательные акты Украины», которым внесены существенные изменения в упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства. С целью стимулирования предпринимательской деятельности в Украине приняты следующие изменения:• повышен предельный объем дохода, при котором возможно применение упрощенной системы налогообложения (для физических лиц - с 500 тыс. грн. до 3 млн. грн., для юридических лиц - с 1 млн. грн. до 5 млн. грн.)• введена процентная ставка единого налога: 3% дохода для физических лиц с объемом дохода до 3 млн. грн. при условии уплаты НДС, 5% дохода - без уплаты НДС (в действующем законодательстве такая норма отсутствует);• отменены ограничения относить на расходы плательщика налога на прибыль расходы на приобретение товаров (работ, услуг) у физических лиц - плательщиков единого налога;• предоставлено физическим лицам - плательщикам единого налога право регистрироваться плательщиками НДС;• отменена 50% надбавка, которая применяется к фиксированным ставкам единого налога за каждого наемного работника (в действующем законодательстве - за каждое наемное лицо дополнительно оплачивалось 50% ставки налога).Согласно этому документу, предпринимательской деятельностью по упрощенной системе налогообложения могут заниматься представители малого и среднего бизнеса 4 групп.
К первой группе относятся предприниматели с объемом товарооборота до 150 тыс. грн. в месяц, которые не имеют права привлекать наемных лиц и платят единый налог в сумме от 10 до 100 грн. в месяц - работают на рынках и в сфере бытовых услуг. Во вторую группу входят представители малого и среднего бизнеса с объемом товарооборота до 1 млн грн. в месяц, которые имеют право привлекать к работе до 10 наемных лиц и платят от 20 до 200 грн. единого налога в зависимости от того, какое решение примет местный совет.