Проблемы развития функций денег в России
Первый реформаторский шаг к рыночной конкуренции был ресурсосбережением и призывом к снижению себестоимости продукции. Это создало конкуренцию между предприятиями, но по указанным выше причинам не способствовало созданию новой продукции, особенно требовавшей планирования капиталовложений. Закономерно предположить, что отнюдь не типичное для Российских предприятий халатное отношение к работе не позволяет создавать эффективное качественное производство. Причины в другом, прежде всего в общественном сознании.
Опыт СССР показывает необходимость общественной идеологии. В настоящее время необходимо заполнить сознание людей хотя бы светлыми идеалами, а в лучшем случае создать реалистичные и гласные концепции выхода из кризиса с государственной поддержкой конкретных программ. Идеология на микроуровне (уровне отдельных предприятий) поможет создать стимулы и условия для качественно труда.
Вероятно, залог будущего успеха состоит в двух факторах: открытая общественная политика предприятия, соответствующая его финансовым проектам и целям на мировом рынке (с целью формирования общественного сознания сотрудников) и наличие высокотехнологичного автоматизированного аппарата управления.
Популярное истолкование теории Адама Смита противоречит первому фактору: успех бизнеса в рыночной экономике обеспечивается стремлением бизнесмена к личной выгоде (борьба с конкурентами, защита коммерческой информации). Очевидно, что такой бизнес должен проводиться без вмешательства государства, но если он приводит к оттоку капиталов из страны, то личная выгода бизнесмена идёт не на пользу, а во вред обществу. Так происходит при склонности людей создавать «блуждающие» капиталы и использовать их для беспошлинного ввоза в страну товаров (челночный бизнес) и некоторых бартерных сделках с зарубежными предприятиями. Таким образом, научные достижения и литература в области коммерции (типа «как быстро сделать деньги») на самом деле способствует разорению государства, а в общественном сознании закрепляется мысль о том, что неблагополучно само государство (а не его население).
Другим противоречием, вытекающим из чисто рыночных принципов организации экономики (экономика спроса), является снижение общего уровня жизни. Хорошо изученный рынок, несмотря на его насыщенность товарами необходимости появления новых «ниш» для вложения капиталов, является консервативным и не допускающим никаких рисков (точнее, консервативными являются доступные для понимания большей части населения экономические законы). В таком рынке увеличение объёма продаж любых известных товаров не приводит к увеличению ёмкости рынка, а следовательно происходит снижение общего уровня жизни за счёт увеличения количества занятых. Конкуренция происходит в горизонтальной плоскости, т.е. всеми рыночными агентами делаются попытки перераспределить имеющиеся в обращении деньги в свою пользу, не предлагая рынку ничего принципиально нового. Для горизонтальной конкуренции типично шаблонное управление фирмой и излишний прагматизм, в котором творчество заменяется экономическими законами, имеющими вес и справедливость в чисто товарно-денежных отношениях.
При горизонтальной конкуренции создаётся ситуация, в которой предлагаемые товары не находят спроса не только по причине отсутствия платёжеспособных покупателей, но и из-за низкого уровня занятости последних. В Российской ситуации горизонтальная конкуренция снижает ликвидность рынка и, как уже было отмечено, не может повысить уровень жизни. Большинство людей ориентировано на покупку товаров первой необходимости лишь потому, что не работают на ответственной работе, требующей высокого уровня образования, напряженного графика и т.д. Думаю, что это одна из особенностей менталитета, выражающаяся в привычной зависимости людей от государства и стремлении не работать. Вероятно, влияние на систему образования не решит этой проблемы. В России необходимо искать новые формы оценки личностей, главным образом по творческому потенциалу и использовать привычное стремление людей к помощи друг другу (принципы христианства). В качестве критериев можно использовать финансовую идеологию, не противоречащую человеческим ценностям. Человеческой природе свойственен коллективизм (это просматривается во всех современных религиях как необходимость объединения вокруг «светлых» идеалов).