Цели и инструменты денежно-кредитной политики
1) продажа ценных бумаг на открытом рынке;
2) увеличение резервной нормы;
) повышение учётной ставки.
Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную систему как важную часть национальной стабилизационной политики [6]. Рассмотренные примеры политики «дешевых» и «дорогих» денег характеризуют дискреционную (гибкую) денежно-кредитную политику. Гибкой она называется потому, что в отличие, например, от фискальной (бюджетной) политики, поддается быстрому изменению в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая денежно-кредитная политика проводится в фазе спада, сдерживающая - в фазе подъема.
В целом механизм воздействия дискреционной денежно-кредитной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового внутреннего продукта сложен и противоречив. В реальной жизни гибкая денежно-кредитная политика порой приводит к непредсказуемым результатам, и ее эффективность снижается, как результат развития побочных процессов. Например, Центральный банк решил проводить курс на стимулирование экономического роста и увеличил предложение денег с целью понижения процентных ставок. Но следствием роста предложения денег может стать повышение темпов инфляции в стране. Рост цен будет побуждать банки поднять уровень номинальных процентных ставок, что, в свою очередь, может породить дестимулирующий эффект на инвесторов - рост инвестиций может прекратиться. Разумеется, это не будет способствовать реализации поставленной цели - росту ВВП.
Недостатки дискреционной политики связаны с дилеммой: что именно выбрать в качестве инструмента монетарной политики - контроль над динамикой процентной ставки или контроль над денежным предложением. Здесь следует исходить из реальной ситуации в экономике.
По мнению представителей монетаризма, от этих недостатков избавлена так называемая автоматическая денежно-кредитная политика. Ее смысл сводится к сформулированному ими монетарному правилу: масса денег должна ежегодно увеличиваться на величину потенциального роста реального ВНП плюс размер инфляции. Однако, строгое следование этому правилу нередко ограничивает возможности проведения Центральным банком гибкой денежно-кредитной политики.
Ныне с учетом существующей тесной связи между денежной и кредитной политикой государство осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики. Прежде всего, центральные банки многих стран определяют целевые ориентиры (таргеты) роста денежной массы в обращении, а сама практика установления этих ориентиров получила название денежное таргетирование.
Целевые ориентиры на прирост денежной массы начали применяться в связи с усилением инфляционных процессов в мире в 1970-х годах. Целевые ориентиры - это установление верхних и нижних пределов изменения объема денежной массы (введение прямых ограничений). Порядок их установления различен: в виде контрольных цифр во Франции, в виде «вилки» - в США, в виде прогноза - в Японии [6].
Эти ориентиры различаются также по срокам, в течение которых они должны действовать. Например, в Великобритании наиболее оптимальным признан один год денежного таргетирования, в Италии - один месяц, в Японии прогнозы ожидаемого роста целевого денежного агрегата публикуются в начале каждого квартала.
Сегодня проблема стабильности на денежном рынке не может быть решена без налоговой стабильности, продуманной антиинфляционной политики на основе модернизации производства.
2. Современное состояние денежно-кредитной политики России