Бюджетирование

финансовый планирование ликвидность бюджетирование

Бюджетирование. Эта модель финансового планирования применяется при краткосрочном финансовом планировании. Бюджет представляет собой смету доходов и расходов организации. Обычно составление бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения редких экономических ресурсов, находящихся в его распоряжении. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования организации.

Составление бюджетов включает: установление общих целей развития предприятия (осуществляется на уровне высшего руководства); конкретизацию общих целей и определение задач для каждого отдельного подразделения; подготовку отделами и подразделениями оперативных бюджетов (обычно на один год или полгода); анализ подготовленных бюджетов высшим руководством и их корректировку; подготовку итоговых бюджетов.

Для определения прогнозных статей расходов бюджета за основу принимают намеченные стратегические цели развития организации и способы их достижения. Прогнозы доходной части бюджета разрабатываются путем учета всех возможных источников доходов, в их числе доходы от продаж, проценты от инвестиций, выплаты за использование лицензий, правительственные субсидии. За основу берется прогноз продаж.

Выделяют несколько основных видов бюджетов:

• материальный бюджет, включающий перечень всех видов сырья и материалов, необходимых для реализации конкретного плана и их количественной оценки;

• бюджет закупок, в котором конкретизируются расходы на закупки всех материалов, необходимых для осуществления планов;

• трудовой бюджет, отражающий прямые издержки труда запланированных видов деятельности;

• бюджет административных расходов, который включает расходы на выполнение главных управленческих функций, в их числе оклады управляющих, расходы на командировки и деловые поездки, гонорары, расходы на содержание служебных помещений и офисов;

• бюджет дополнительных вложений капитала, в котором уточняются запланированные денежные расходы с учетом изменений: строительство или приобретение дополнительных заводов, машин и оборудования, замена изношенных капитальных активов;

• бюджет наличности; цель его - обеспечить скоординированность доходов и расходов. В нем детализируются потоки наличности (входящие - доходы и исходящие - расходы) за определенный будущий период, он составляется на один год или полгода вперед с разбивкой по месяцам. Возможно составление бюджетов наличности на неделю вперед. Основой для составления прогноза служат ежедневные отчеты о движении наличности. При составлении планового бюджета наличности закупки материалов определяются в соответствии с прогнозом продаж;

• оплата за материалы, которые потребуются в следующем квартале, осуществляется в предшествующем квартале;

• затраты на труд обычно принимаются равными 30% годовых продаж;

• прочие затраты (амортизация, электроэнергия, административные расходы) - около 20% годовых продаж;

• раздел «труд + остальные затраты» в бюджете наличности не изменяется в течение одного года (запланировав определенную численность работников в начале года, предприятие не изменяет ее до конца года);

Перейти на страницу: 1 2

Меню сайта