Направления создания финансовых планов
Финансовое планирование предприятия - это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач, объектов планирования и во многом определяется приоритетами, выбранными руководством предприятия. В зависимости от приоритетов руководства предприятия по использованию при финансовом планировании информации о прошлом и настоящем опыте и желаемом финансовом состоянии предприятия в будущем различают: реактивное, инактивное, преактивное, интерактивное планирование1.
Образную характеристику представителям каждого из этих направлений планирования дал Р. Акофф:
• инактивисты стремятся удержаться в бурном потоке;
• реактивисты пытаются плыть против него;
• преактивисты стараются оседлать его первую волну;
• интерактивисты намерены поменять течение реки.
Рассмотрим преимущества и недостатки вышеназванных направлений разработки финансовых планов, учитывающих влияние прошлого, настоящего и желаемого будущего состояния предприятия, а также внешней среды, изобразив это графически.
Реактивное планирование нацелено в прошлое и только в прошлое. Недаром это направление называют еще «возврат к прошлому». Основной метод реактивного планирования - это исследование всех проблем с точки зрения их возникновения и развития в прошлом. Реактивисты считают, что если найти в прошлом причину проблемы, подавить ее или сдержать, то проблема исчезнет. Но, как известно, не всегда, отказавшись от ненужного в прошлом, мы приобретаем лучшее в настоящем и будущем. При графическом изображении реактивное планирование представляет букву «Г», поэтому его можно назвать Г-образным планированием (рис.1).
Рис. 1. Г- образное планирование
Финансы организации воспринимаются сторонниками реактивного планирования как устойчивый, стабильный, хорошо налаженный механизм. Все происходящее в организации заранее известно. Она управляется сверху вниз с помощью личного авторитета высшего руководителя и его «отцовского» (патерналистского) отношения к подчиненным. Планирование же осуществляется снизу вверх и опирается только на предшествующий опыт без учета объективных обстоятельств сегодняшнего дня и возможных будущих изменений. Первоначально выясняются и оформляются в планы нужды и пожелания подразделений предприятия.
Собранные материалы передаются руководителю следующего уровня, который корректирует, редактирует их и передает на следующий уровень и так дальше до верхнего уровня управления, где разрабатывается сводный проект плана. Вторично проект плана низовыми подразделениями не корректируется.
Инактивное планирование нацелено на приспособление к настоящему и только к настоящему. Означает инертность - делать что-либо по привычке без сознательных усилий. При инактивном планировании не считается нужным возвращаться в прошлое или стремиться вперед. Графически оно напоминает букву «Т», поэтому его можно назвать Т-образным планированием (рис.2).
Рис. 2. Т- образное планирование
При инактивном планировании существующие условия воспринимаются как достаточно хорошие. Удовлетворение настоящим - отличительная черта инактивизма. Характерным для него является также представление о том, что равновесие в положении организации достигается естественным путем, автоматически. А значит, главным принципом планирования должно быть правило: «Планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественного хода вещей». Руководители инактивисты не стремятся к каким-либо серьезным изменениям в деятельности своей организации. Предыстория проблемы их не интересует. В инактивном планировании большую часть времени составляют сбор и первичная обработка фактов выполнения или невыполнения планов. Такое планирование возможно для работы только в стабильных, благоприятных условиях.