Каналы продаж: прямое доминирование
В структуре каналов продаж лизинговых услуг увеличилась доля привлечения клиентов через Интернет. Это связано как с развитием компаниями собственных веб-сайтов, так и появлением в Интернете ряда площадок, на которых потенциальные клиенты могут размещать заявки и получать предложения от лизинговых компаний. Использовать такие площадки можно только для реализации стандартных проектов с фиксированными условиями, например для приобретения легкового автотранспорта. В остальных случаях это нецелесообразно, так как большинство проектов в лизинге требуют индивидуального подхода.
По мнению большинства лизингодателей, в обозримом будущем прямые продажи останутся наиболее значимым каналом продаж, в то же время должна усилиться роль поставщиков/дилеров оборудования по привлечению клиентов в лизинговые компании.
Благодаря существенным потребностям экономики в обновлении основных фондов, разморозке свернутых в кризис инвестиционных программ, а также эффекту "низкой базы", восстановление лизингового рынка в 2010 году идет впечатляющими темпами. До кризиса лизингодатели традиционно в 4-м квартале года заключали около 40% сделок от общегодового уровня. По оценке "Эксперт РА", с учетом этого фактора и динамики рынка за январь-сентябрь 2010г., объем новых сделок по итогам 2010 года составит около 550-580 млрд руб., а темпы прироста к 2009 году - 75-85%.
Очевидно, в 2011 году в отношении лизинга сохранится нынешний режим налогообложения, в связи с чем можно ожидать прироста рынка на 30-50%. Однако даже при таком значительном приросте доля лизинга в ВВП составит всего 1,5-1,7%, что соответствует уровню 2008 года, а для достижения докризисных 3% ВВП потребуется еще несколько лет.
В 2012 году рынок может вырасти на 10-30%, однако если в данном году произойдет отмена ускоренной амортизации, рынок лизинга, напротив, ждет сокращение в 2-4 раза.