Государственный долг и управление им
· профицит бюджета в фазе краткосрочного экономического спада;
· профицит бюджета в фазе долгосрочного экономического спада. В период экономического спада государственный долг превращается в негативный фактор. В это случае правильной стратегией управления государственным долгом является курс на профицит бюджета т.е. седьмой и восьмой варианты;
· сокращающийся дефицит в фазе краткосрочного экономического спада;
· увеличивающийся дефицит в фазе краткосрочного экономического спада;
· сокращающийся дефицит в фазе долгосрочного экономического спада;
· увеличивающийся дефицит в фазе долгосрочного экономического спада.
По мнению А. С. Шабалина, «…выбор оставшихся шести вариантов сопровождается риском долгового кризиса. Дефицит бюджета очень плохо сочетается с экономическим спадом. Такова неприятная специфика государственного долга, и с этим ничего нельзя сделать. Государственный долг может быть полезен для экономики только в период устойчивого экономического роста.
В фазе экономического спада дефицит бюджета существенно ухудшает состояние государственных финансов, повышает риск долгового кризиса и тем самым приводит к ухудшению общего состояния экономики.
Дефицит бюджета в фазе краткосрочного экономического спада ухудшает параметры долга, но это явление все же остается временным. В период долгосрочного экономического спада дефицит бюджета приводит к существенному ухудшению долговой ситуации, которая если и не перерастает в долговой кризис, то, во всяком случае, потребует многолетнего периода нормализации долговой ситуации» [31, c. 52].