Основные формы государственного кредита
Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств субъектам хозяйствования, местным органам власти, другим государствам, международным организациям.
В зависимости от категории заемщика различают:
· бюджетные;
· государственные кредиты.
Бюджетные кредиты - это средства, предоставляемые на возвратной основе юридическими лицами своей страны или местными органами власти. Государственные кредиты - это средства, предоставляемые на возвратной основе другими государствам, их юридическим лицам и международным организациям.
По мнению О. Тимошенко, государственное заимствование может осуществляться «…как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Вследствие чего выделяют внутренний и внешний (международный) государственный кредит. Внутри Республики Беларусь, при осуществлении государственного кредитования, государство, как правило, выступает в роли заемщика временно свободных средств физических и юридических лиц, а население, предприятия, организации - в роли кредиторов. В международном отношении государство может выступать как в роли заемщика, так и в роли кредиторов. В государственные кредитные отношения включается также условный кредит, когда государство выступает в роли гаранта выполнения условий по кредитам»[17, с.77].
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:
· государственные займы;
· обращение части вкладов населения в государственные займы;
· заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;
· казначейские ссуды (бюджетные ссуды);
· гарантированные займы.
Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Это форма способствует развитию инфляционных процессов.
Казначейские обязательства отличаются от облигаций в целях выпуска, в форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда; внебюджетных фондов или на специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на накопление бюджета.
Гарантированные займы характеризуются тем, что правительство гарантирует безусловное погашение займа выпущенного нижестоящим органам власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также гарантирует выплату процентов по займу. По гарантированному займу правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.
Международный государственный кредит представляет собой отношения, при которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Получателями внешних займов могут выступать центральные правительства и местные органы власти. Кредиторами являются правительства, финансово-кредитные учреждения, а также международные организации.
По мнению О. В. Бородко, международный кредит - «…это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности, срочности, гарантии погашения, целенаправленности.