Анализ источников финансирования деятельности строительных компаний в Российской Федерации, направления обеспечения их доступности
Источник: Инвестиции в России, 2009
Таблица 2 Оценка доступности источников формирования финансовых ресурсов строительных компаний Хабаровского края
Наименование показателя |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Коэффициент доступности всех источников финансирования |
0,23 |
0,21 |
0,82 |
0,63 |
0,48 |
Коэффициент доступности внутренних источников финансирования |
0,22 |
0,17 |
0,07 |
0,11 |
0,07 |
Коэффициент доступности внешних источников финансирования |
0,01 |
0,04 |
0,75 |
0,52 |
0,41 |
Коэффициент доступности бюджетных средств |
менее 0,01 |
0,02 |
0,07 |
менее 0,01 |
0,01 |
Источник: Инвестиции и строительство в Хабаровского края, 2008; Инвестиции и строительство Хабаровского края, 2010
Согласно полученным расчетам можно сделать следующие выводы:
) существует серьезная проблема недофинансирования российских компаний, связанная с ограниченной доступностью различных источников привлечения финансовых ресурсов;
) для средних и крупных организаций России характерна тенденция повышения доли привлеченных ресурсов, по отношению к собственным;
) финансирование через рынок капитала (эмиссия акций и облигаций) характеризуется чрезвычайно низкой степенью доступности;
) среди строительных компаний наблюдается тенденция снижения доступности источников формирования финансовых ресурсов;
) бюджетное финансирование для строительных компаний определяется как труднодоступный и малоиспользуемый способ финансирования (в том числе и для строительных компаний Хабаровского края).
Обеспечение повышения доступности источников финансирования деятельности компаний требует реализации следующих мер:
- разработка и совершенствование нормативно-правовой базы в области функционирования рынка капитала, в том числе:
- закрепление гражданско-правового статуса за производными финансовыми инструментами и источниками, что требует внесения поправок в Гражданский кодекс РФ, Закон о рынке ценных бумаг и другие нормативно-правовые акты, определяющие терминологический аппарат, сущность и механизм осуществления операций с производными финансовыми инструментами;
- внесение изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения производных финансовых инструментов (порядок налогообложения поставочных и беспоставочных сделок, сальдирования операций и пр.);
- введение льготных условий по налогообложению при использовании нетрадиционных источников финансирования (как в случае с эффектом налогового щита при кредитовании) с целью привлечения к ним интереса компаний;
- нормативное закрепление перехода на системы бухгалтерского учета МСФО, US GAAP;