Основные этапы становления и развития налоговой системы России
Финансовая система Руси стала складываться с конца IX века в период объединения древнерусского государства. Как отмечает С.М. Соловьев в своем труде «История России с древних времен», основным началом доходов княжной казны была дань. Князь Олег взимал ее с подданных племен: «…некоторые платили лихами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала». Дань взималась вначале нерегулярно, а затем превратилась в более систематический прямой налог. Косвенное налогообложение взималось в форме торговых и судебных пошлин. Сложный исторический период развития Руси и финансовой системы связан с татаро-монгольским нашествием. Основным налогом был «выход», который взимался баскаками- уполномоченными хана, а затем русскими князьями. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III в1480 году. Финансовая система начала создаваться вновь: были введены прямой налог - деньги с черносошных крестьян и посадских людей, затем ямской, пищальный - для производства пушек. С целью правильного налогообложения было проведено описание земель с указанием местонахождения, хозяев, количеством собираемого урожая. Размер условной единицы - «сохи» в различных местах был неодинаков в зависимости от качества почвы, принадлежности земли. Во второй половине XVII века посошное обложение было заменено подворным, единицей измерения стал двор. Количество дворов определялось количеством ворот. Как описывает В.О. Ключевский, сразу же население нашло легальный способ ухода от налогообложения: крестьяне объединяли несколько дворов и оставляли одни ворота.
Новый подход в области налогообложения связан правлением Петра I (1672-1725), характеризовалось постоянной нехваткой финансовых ресурсов на развитие промышленности, создание регулярной армии. Подворное налогообложение было заменено на подушевую подать, для этого была проведена перепись населения. Так же данные переписи использовались для управления государством, принятия определенных решений, направленных на развитие промышленности. Были введены новые налоги- горная подать, гербовые сборы, чрезвычайные налоги связанные с развитием армии. Петра I изменил в области налогообложения следующие действия: он предпринял ряд мер для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения страны. Вводились новые орудия труда, развивалось горное дело, обрабатывающая промышленность. Ее развитие способствовало развитию торговли, а торговля - путей сообщения и транспорта. Таким образом, развитие экономики обеспечивало приток доходов в будущем путем расширения налоговой базы.
В период правления Екатерины II (1729-1796) система финансового управления продолжала совершенствоваться. В 1780 году была создана Экспедиция о государственных доходах, в дальнейшем разделившаяся на 4 самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взысканием недоимок, недоборов. В этот период прямые налоги в бюджете государства играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными.
В начале XIX века ведение войны с Наполеоном требовало увеличения всех ресурсов государства, в том числе и финансовых. В 1809 году расходы государственного бюджета в два раза превышали доходы. В период правления Александра I (1801-1825) была разработана программа финансовых преобразований, которая связана с именем государственного деятеля М.М. Сперанского. Она предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов. Основное правило расходования государственных средств, предложенное М.М. Сперанским, заключалось в следующем: «расходы должны соответствовать доходам, поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему источник дохода». Впервые расходы были сгруппированы по группам, чтобы определить степень их необходимости для государства.