Совершенствование и контроль своевременной уплаты прямых налогов
В таких случаях, в соответствии со статьей 45 НК РФ налоговым органом направляются налогоплательщику требования об уплате налога.
Но при отправке требований об уплате налога налоговые органы снова сталкиваются с рядом вышеперечисленных проблем (большой объем отправляемых требований об уплате налога и их возврат при отсутствии адресата, большие финансовые затраты).
Тем не менее, в целях повышения налоговой дисциплины, обеспечения своевременной наполняемости и повышения доходов бюджетов, налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, необходимо регулярно информировать о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Должна проводиться политика полного и разностороннего информирования налогоплательщиков обо всех технических достижениях, способных поднять на новый уровень взаимоотношения налогоплательщика и налогового инспектора. В настоящее время через Интернет представляют отчетность примерно 13% налогоплательщиков. И число тех, кто подключается к этой системе сдачи отчетности, постоянно растет.[64,13]
В свою очередь уровень налоговой культуры населения диктует уровень взаимоотношений с государством. В европейских странах предусмотрено обучение, основам налогообложения, начиная с детского сада. Для взрослых налогоплательщиков рассылаются бесплатные инструкции, методические пособия с разъяснениями по заполнению деклараций по уплате налогов. В налоговых службах действуют информационные отделы по работе с налогоплательщиками и телефоны-автоматы, которые дают ответы налогоплательщикам на интересующие их вопросы или предупреждают об истечении срока уплаты или о недоплате сумм налога.
Управление ФНС России всячески способствует повышению налоговой культуры налогоплательщиков. С 2009 г. управление ведет пропагандистскую кампанию, направленную на поощрение налоговых платежей и повышение социальной ответственности бизнес-сообщества в целом и отдельных граждан в частности.[59,9]
По данным социологического опроса, проведенного по заказу ФНС России, наиболее востребованным для налогоплательщика источником информации является реклама на улицах. Ориентируясь на результаты этого опроса, информационно-пропагандистскую кампанию - 2009 - 2010 годов организована работа под лозунгом "Электронный способ отчетности - реальный шаг по упрощению взаимодействия с налоговыми органами". На улицах города должны быть размещены постеры (на щитах и плазменных панелях), основная креативная концепция которых - "Быстро. Просто. Надежно". Задача этой кампании - вызвать интерес и доверие к новой форме сдачи отчетности, а также подчеркнуть ее преимущества.
Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах должны быть официально опубликованы в средствах массовой информации.
Кроме того, органы местного самоуправления городских и сельских поселений должны регулярно доводить до налогоплательщиков нормативные правовые акты о местных налогах, а также разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения налогового законодательства в пределах своей компетенции (в том числе путем дачи объявлений, проведения собрания и других мер).
Также в целях повышения собираемости налогов необходимо создание единой информационной системы, включающей в себя систему учета налогоплательщиков и объединяющей информацию о налоговых платежах, об открытии банковских счетов налогоплательщиками, сведения о банковских операциях, необходимых для контроля за полнотой и правильностью уплаты налогов, а также сведения по операциям о снятии денежных средств со счетов.[13]
Считаю, что решать проблему наполняемости бюджетов необходимо путем оперативного сотрудничества налоговых органов и органов местного самоуправления, при их обоюдном взаимодействии с органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с органами технической инвентаризации.