Эволюция развития налога на имущество физических лиц в РФ
Налог на имущество физических лиц, земельный налоги с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
Местные налоги на имущество физических лиц были введены Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003- I "О налогах на имущество физических лиц". Налогоплательщиками являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.
Первоначально налог на строения, помещения и сооружения подлежал уплате ежегодно по ставке 0,1% их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определялась, - стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой для расчета суммы по государственному обязательному страхованию. В соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1994 г. № 25-ФЗ с 1 января 1994 г. налог на строения, помещения и сооружения уплачивался ежегодно по ставке, устанавливаемой органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ в размере, не превышающем 0,1% их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определялась, - стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой по обязательному страхованию.
Взимаемый по Закону об основах налоговой системы местный налог на транспортные средства введен Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003- I "О налогах на имущество физических лиц". Налогоплательщиками являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), имеющие на территории РФ в собственности имущество, определенное в качестве объекта налогообложения. Объект налогообложения - самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).
Налог на транспортные средства взимался в зависимости от мощности двигателя. Первоначально ставки налога устанавливались в копейках в зависимости от вида объекта обложения и мощности двигателя (с каждой лошадиной силы или каждого киловатта мощности). С 1 января 1995 г. в соответствии с Федеральным законом размеры ставок налога были установлены в процентах МРОТ, действующего на дату начисления налога. Кроме того, в число объектов обложения дополнительно были включены "другие транспортные средства, не имеющие двигателей, весельных лодок, велосипедов".
Система взимания налога на транспортные средства в очередной раз была реформирована в 1999 г.: вместо твердых ставок были установлены предельные размеры налога в процентах МРОТ, действующего на дату начисления налога, а также в самостоятельные объекты обложения были выделены парусные суда и несамоходные (буксирные) суда. По парусным судам предельный размер налога был установлен в 30% МРОТ с каждого пассажиро-места. Предельный размер налога для несамоходных (буксирных) судов был установлен в 10% с каждой регистровой тонны валовой вместимости судна.
С момента введения налога на недвижимость налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц, за исключением налога на транспортные средства, предусмотренного Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц", и земельный налог в городах Новгороде и Твери не взимались. Было установлено, что налог на недвижимость является местным налогом и вводится представительными органами местного самоуправления в соответствии с указанным Законом и на основании законов субъектов РФ. Средства от налога на недвижимость поступают в доход бюджетов городов Новгорода и Твери. Расчеты с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ на время проведения эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери не изменяются. Объектами налогообложения являются земельные участки (в том числе земельные участки лесного фонда), здания, сооружения и иное недвижимое имущество. Налогооблагаемая база налога на недвижимость исчисляется исходя из оценки рыночной стоимости объектов недвижимости на 1 января того года, за который начисляются платежи. Методика оценки рыночной стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения устанавливается представительными органами местного самоуправления городов Новгорода и Твери.