Сущность налога на имущество физических лиц
Большинство федеральных и региональных налогов и сборов, установленных в декабре 1991 г., представляли собой принципиально новые виды обязательных отчислений. Система местных налогов и сборов в первой половине 1990-х гг. в большей степени сохраняла черты прежнего советского периода. Прежде всего, это относится к налогообложению имущества физических лиц и различного рода сборам.
В соответствии с Законом "Об основах налоговой системы" к местным налогам были отнесены следующие: налог на имущество физических лиц; земельный налог; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 143 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.
Налогом на имущество физических лиц признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Совокупность финансовых и правовых мероприятий, проводимых государством в связи с изъятием части доходов предприятий и граждан, представляет собой процесс налогообложения.
Таким образом, налог - обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с хозяйствующих объектов и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Одним из важнейших налогов является налог на имущество физических лиц, так как он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета. Налоги на имущество и, в первую очередь, на имущество, полученное в наследство или подарок, появились вместе с возникновением государства. Они существовали в государствах древней Византии и Рима.
Как правило, во все исторические времена и во всех государствах имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, особенно в крупных суммах, облагалось налогом в повышенных размерах, так как оно было нажито не в результате деятельности лица, получившего это имущество. Это было оправдано, тем более, что государство несло расходы по охране имущества граждан.
Налоговые поступления от обложения наследства и дарений в общей сумме налоговых доходов стран составляют менее 1%. Столь незначительная доля поступлений по налогообложению наследства и дарений, несмотря на высокие (до 60-70%) предельные ставки, обусловлена системой вычетов из суммы наследования или дарения, подлежащей налогообложению.
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, взимался и будет взиматься с наследников независимо от государственной пошлины, уплачиваемой за нотариальное оформление наследования или дарения.
Сущность налогов выражают их функции, которые отражают определенную сторону налоговых отношений. Функции любой экономической категории раскрывают ее сущность, внутреннее содержание и значение. Функция налогов на имущество физических лиц - это проявление их сущности в действии, способ выражения его свойств.
Из определения налогов на имущество физических лиц вытекает, что им присущ обязательный и принудительный характер изъятия в бюджет. Таким образом, налоги являются основой государственных доходов, позволяя тем самым покрывать общественные потребности. Эта функция налога называется фискальной либо финансовой (от латинского fiscus - государственная казна). В тоталитарных и экономически слабых государствах, как правило, финансовая функция превалирует над остальными. Тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам государства приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на них налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.
По мере становления и развития товарно-денежных отношений, экономического обособления хозяйствующих субъектов возникает необходимость то стимулировать, то сдерживать воспроизводство, воздействовать на платежеспособный спрос населения, способствовать воспроизводству и оптимальному размещению капитала. Все это делается с помощью налогов.
В экономической литературе приводятся самые разные трактовки налоговых функций. Принципиально их можно свести к двум основным функциям: фискальная; стимулирующая.