Финансовая система Норвегии
Рассматривая специфику государственного регулирования в Норвегии необходимо различать государственную собственность и государственный сектор.
Существующие в Норвегии государственные компании являются достаточно мощными и активно используются как своеобразные «локомотивы» в отдельных отраслях экономики.
Доля государственного потребления в Норвегии - 22%. К сфере государственного потребления принадлежат образование, охрана здоровья, социальное обеспечение, поддержка социального порядка, оборона и т.п. Социальная сфера имеет необычайно высокий уровень развития (кроме того, что большая часть социальных услуг в стране бесплатные, они очень разнообразны по формам и доступны всем гражданам). [4]
Приблизительно каждый третий норвежец принадлежит к числу государственных работников и служащих их часть составляет в Норвегии - около 30%. Это наибольшие масштабы занятости в государственном секторе экономики среди развитых стран.
Причины наличия такого мощного государственного сектора и четкой социальной направленности государственной политики в Норвегии состоят в том, что социально-экономическое и политическое развитие стран Северной Европы в послевоенный период основывался на идеях социал-реформизма и создания «государства всеобщего благополучия».
Сущность состояла в достижении стабильного экономического роста при низких темпах инфляции и «полной занятости» на базе развития смешанной экономики (т.е. всех форм собственности: частной, государственной, кооперативной и др.). Еще одна важная цель состояла в выравнивании доходов различных социальных групп общества Скандинавских стран при помощи разных рычагов государственного управления, в частности, налоговых (как уже отмечалось, в этих странах традиционно высокий уровень как корпоративного, так и личного налогообложения) и трансфертных (в регионе существует наиболее развитая среди стран-членов ОЕСР система различной помощи и дотаций разным категориям своих граждан). [4]
Таким образом, в Норвегии и других Скандинавских странах для построения «государства всеобщего благополучия» необходимостью считают активнейшее участие государства в решении всех социально-экономических вопросов. Другим важнейшим условием является создание консенсуса из основных проблем общественного развития. Консенсус формируется на базе постоянного переговорного процесса между представителями трех политически значимых сил: союзов предпринимателей, профсоюзов и представителей государственной власти. Конкретно это выражается в практике заключения коллективных договоров про условия оплаты труда и социальные льготы в различных отраслях, в консультациях государственных чиновников с профсоюзами и предпринимательскими объединениями практически по любому важному вопросу. В некоторых зарубежных публикациях национальные хозяйства региона называют «экономическими соглашениями». [4]
Кроме прямого участия государства в социально-экономическом развитии в Норвегии, как и во всех других развитых странах, существуют непрямые методы регулирования при помощи мероприятий денежно-кредитной политики на основе использования элементов как неокейнсианства, так и неоконсерватизма.
Развитие экономического программирования и прогнозирования в промышленности, научно-технической, региональной, торговой, валютной политики дает предпринимательскому сектору среднесрочные и долгосрочные ориентиры, знание которых необходимо для разработки эффективной бизнес-стратегии. [4]
Одними из составляющих финансовой системы Норвегии являются резервный фонд, пенсионный фонд, культурный фонд. [5]
Размер резервного фонда Норвегии на 1 января 2011 года составил 545,73 млрд. долларов США.