Совершенствование налоговой системы РФ
Налоговая реформа в России продолжается уже более пятнадцати лет. Были и положительные, и отрицательные результаты этой реформы. Прежде чем давать рекомендации по совершенствованию налоговой системы нашей страны, попробуем дать оценку предыдущих налоговых реформ.
Итак, нельзя не отметить, что ситуация в налоговой сфере российской экономики в последние 5-6 лет значительно улучшилась за счет целенаправленной политики правительства по снижению и оптимизации структуры налогового бремени, улучшения администрирования и совершенствования законодательства. Среди последних мероприятий по снижению налогового бремени следует отметить снижение ставки НДС (с 20 до 18 %), и, конечно же, значительное снижение ставки единого социального налога (с 35,6 до 26 %). Значительно сократилась налоговая нагрузка на малый бизнес (за счет введения специальных налоговых режимов), что дало малым предприятиям дополнительные денежные средства для развития, на сельскохозяйственные предприятия (за счет введения единого сельскохозяйственного налога), на обрабатывающие отрасли промышленности.
Одним из главных достижений налоговой реформы в нашей стране стало принятие Налогового кодекса РФ - до этого, порядок исчисления и уплаты налогов регулировался множеством законодательных актов, что очень сильно усложняло систему налогового администрирования.
В качестве положительного момента можно отметить и введение презумпции невиновности для налогоплательщиков (в 1 части Налогового кодекса РФ).
Одним из главных успехов отечественной налоговой системы является успешное сокращение налогообложения фонда заработной платы. С уменьшением ставки налога на доходы физических лиц его сборы в 2001-2002 увеличились более чем на 40 %. Сборы единого социального налога после уменьшения ставки ЕСН выросли на 30 %, а заработная плата выросла на 4-6 %. Многие налогоплательщики стали «выходить из тени», сократились выплаты заработной платы «в конвертах».
В 2005 году принят ряд федеральных законов, реализация которых позволила обеспечить совершенствование налогового администрирования с одной стороны, а также снижение налоговой нагрузки и, следовательно, стимулирование создания условий для притока инвестиций в реальный сектор экономики, с другой стороны.
Так, по налогу на прибыль организаций с 2006 года введен новый порядок налогового учета определенных видов расходов. В частности, разрешено единовременно признавать расходами в целях налогообложения 10% стоимости введенных в эксплуатацию объектов основных средств.
Начиная с 2006 года в составе расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в полной сумме учитываются затраты на осуществление опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ (НИОКР), не давших положительного результата. Одновременно срок, в течение которого относятся на расходы затраты на НИОКР, результаты которых используются в производственной деятельности, уменьшился с 3 до 2 лет.
Кроме того, убытки прошлых налоговых периодов могут быть приняты в уменьшение налоговой базы текущего налогового периода в 2006 году в размере не выше 50% налоговой базы (до 2006 года применялось ограничение в 30%). Начиная с 2007 года указанное ограничение было снято полностью.