Налоговые доходы бюджетной системы
К налоговым доходам бюджетов относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства РФ. Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России. В перечень этих налогов входят:
) налог на добавленную стоимость;
) акцизы;
) налог на прибыль;
) налог на доходы физических лиц;
) государственная пошлина;
) водный налог;
) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
) единый социальный налог;
) налог на добычу полезных ископаемых.
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетом.
Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом, вводятся в действие законами субъектов Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К ним относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) транспортный налог;
) налог на игорный бизнес.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие с НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
По своей сути налоговыми доходами бюджетов являются финансовые средства, собираемые (перераспределяемые) в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней бюджетной системы РФ в процессе налогообложения.
Первоначально, в историческом аспекте, роль налоговых доходов в общем, объеме финансирования государственных нужд была минимальной. Однако в XIX в. стали отмечать, что "дальнейшее развитие государственных институтов уже происходит все с большим, а затем и подавляющим участием денег налогоплательщиков".
За последние 2 столетия налоговые доходы постепенно превратились в главную финансовую основу любого индустриального государства.
В России налоговые доходы составляют более 90% всех поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы страны. Регулирование налоговых доходов бюджета осуществляется нормами налогового права.
Понятия налога и сбора являются едва ли не центральными в налоговом праве РФ. Вплоть до середины XVIII в. термин "налог" в России не применялся. Для обозначения фискальных платежей в законодательстве использовались термины "дань", а затем - "подать". Поэтому, например, налоговая политика страны в дореволюционных работах по финансовому праву именовалась "податной политикой". Впервые в отечественной литературе термин "налог" употребляется в работе "О крепостном состоянии крестьян в России" историка А.Я. Поленова (1738 - 1816) в 1765 г. В научном обороте и законодательстве термин "налог" утвердился лишь в XIX.
В настоящее время под пологом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбором является обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). При установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.[1.2, с 158.]
Глава 2. Налоговая реформа РФ