Управление средствами пенсионных накоплений
Суммы страховых взносов, поступившие на финансирование накопительной части трудовой пенсии в течение отчетного периода в Пенсионный фонд Российской Федерации, аккумулируются и до передачи в доверительное управление управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам подлежат временному размещению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанные средства могут быть размещены в:
• государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
• государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
• депозиты в рублях в российских кредитных организациях.
Перед передачей средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в доверительное управление УК и в НПФ в соответствии с заявлениями застрахованных лиц ПФ РФ необходимо реализовать ценные бумаги, в которые были размещены указанные средства, или передать их в государственную управляющую компанию по оценочной стоимости на день осуществления перевода.
После чего рассчитывается чистый финансовый результат (величина, отражающая прирост сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступивших в ПФР в течение расчетного периода, до момента их передачи в выбранные застрахованными лицами УК и НПФ).
Результат от временного размещения ПФР страховых взносов (т.е. чистый финансовый результат) отражается в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и передается в составе средств страховых взносов в доверительное управление УК и в НПФ.
В 2010 году показатели доходности временного размещения средств страховых взносов улучшились по сравнению с предыдущим годом.
Чистый финансовый результат, рассчитанный в 2010 году по страховым взносам 2008 года, составил 24,3 млрд. рублей (9,63% от суммы страховых взносов).
Чистый финансовый результат, рассчитанный в 2011 году по страховым взносам 2009 года, составил 33,0 млрд. рублей (12,22% от суммы страховых взносов).
Показанный результат является максимальной доходностью ПФР с 2002 года - начала инвестирования Фондом пенсионных накоплений.
С 1 июля 2010 года вступили в силу законодательные нормы о передаче страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в доверительное управление УК и в НПФ в течение шести месяцев со дня окончания отчетного периода, установленного для представления страхователями индивидуальных сведений. Таким образом, если до 2010 года отчетным периодом являлся календарный год, то в 2010 году - полугодие, а с 1 января 2011 года отчетным периодом установлен квартал. Изменение длительности отчетного периода привело к сокращению сроков временного размещения Пенсионным фондом Российской Федерации (инвестиционного горизонта) средств страховых взносов.
Адресная помощь пенсионерам и укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания
Одной из функций ПФР является софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.(Рисунок№7)
Одной из функций ПФР является софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации (также см.Рисунок№7), связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.
В 2010 году ПФР предоставил субсидии бюджетам 78 субъектов Российской Федерации на их социальные программы, в том числе:
• на укрепление материально-технической базы объектов в 154 учреждениях социального обслуживания населения - 392,9 млн. рублей;
• на оказание адресной социальной помощи более 86 тыс. неработающих пенсионеров - 170,0 млн. рублей, включая расходы на доставку.
Рисунок №7.Использование средств на оказание адресной социальной помощи и на софинансирование социальных программ.
В рамках проведения мероприятий, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, с участием средств ПФР в прошедшем году в 55 субъектах Российской Федерации проводился капитальный ремонт различных объектов в 142 учреждениях социального обслуживания населения, осуществлено строительство объектов в 12 учреждениях социального обслуживания населения в 10 субъектах Российской Федерации. Для оснащения ремонтируемых и строящихся объектов приобретено технологическое оборудование и предметы длительного пользования для 15 учреждений в 7 субъектах Российской Федерации.
С участием средств ПФР осуществлялось строительство и капитальный ремонт жилых корпусов, пищеблоков, котельных и других объектов, при этом большое внимание уделялось финансированию работ по обеспечению выполнения требований пожарной безопасности в учреждениях социального обслуживания населения.