Основные функции участников финансирования образования
Как известно, учреждение - это некоммерческая организация, финансируемая собственником полностью или частично. Целью финансирования является обеспечение финансовыми ресурсами деятельности учреждения. По аналогии с управлением, можно сказать, что деятельность по обеспечению достижения этой цели должна осуществляться обособленными структурами, выполняющими определенные функции и решающими определенные задачи.
Воспользовавшись определением финансирования и сметного финансирования, можно определить задачи, которые необходимо решать для обеспечения финансирования. К ним можно отнести:
· определение целей, на которые должны направляться бюджетные средства;
· планирование расходов бюджетов на образование;
· обеспечение контроля за направлением средств на определенные цели;
· обеспечение правильного расходования средств;
· обеспечение эффективного расходного средств.
Перечисленные задачи разделяются на 4 основные группы:
1. целеполагание;
2. планирование;
. расходование средств в соответствии с целями и планом;
. контроль за расходованием средств.
Поскольку основным источником финансирования образования является бюджет (государственный и муниципальный), то и финансирование образования определяется следующими факторами:
· системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;
· процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования;
· процедурой (порядком) финансирования образования из бюджета.
В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы:
· Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо);
· Федеральное Собрание Российской Федерации (законодательная власть);
· Правительство Российской Федерации (исполнительная власть);
· Министерство финансов Российской Федерации;
· Федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета;
· Федеральное казначейство, Государственный банк;
· Образовательные учреждения федерального ведения (бюджетополучатели).
На уровне субъектов Российской Федерации:
· Президент, Глава Администрации (высшее должностное лицо);
· Законодательные органов субъектов Российской Федерации (законодатель);
· правительства субъектов федерации;
· министерства и ведомства субъектов федерации (обычно это министерства, управления, комитеты по образованию, по науке и образованию и т.д.);
· казначейства, банки;
· образовательные учреждения ведения субъектов федерации (бюджетополучатели).
На муниципальном уровне:
· законодатели муниципального уровня;
· финансовые отделы;
· комитеты образования;
· казначейства, банки, отделения банков;
· муниципальные образовательные учреждения (бюджетополучатели).
Как видно из перечисленного, «наборы» участников финансирования на всех уровнях бюджетов похожи.
Функции, реализуемые участниками процесса финансирования образования, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Основные функции участников процесса финансирования образования
Участник |
Разработка проекта бюджета |
Исполнение бюджета |
Высшее должностное лицо |
Определение основных целей и задач бюджета (Бюджетное послание) |
Подписание закона о бюджете (утверждение бюджета) |
Законодатель |
Рассмотрение проекта бюджета |
Принятие бюджета |
Правительство (испол-нительная власть) |
Указание на разработку проекта бюджета, рассмо-трение проекта бюджета и представление его на утверждение законодателю |
Принятие решения (поста-новления) о порядке исполнения бюджета на соответствующий год |
Орган, исполняющий бюджет |
- прогнозирование и состав-ление бюджета; - организация работы по разработке проекта бюджета; - формирование проекта бюджета и представление его в правительство (исполни-тельной власти) |
- организация исполнения и контроль за исполнением бюджета; подготовка отчетов об исполнении бюджета; - обеспечение прямого финан-сирования образовательных учреждений (соответствующего уровня ведения); - сообщение органам управ-ления образованием лимитов бюджетных обязательств; - осуществление бюджетного финансирования расходов образовательных учреждений в соответствии с реестрами министерств через системы казначейства; - контроль целевого характера использования бюджетных средств. |
Орган управления образованием |
Организация и проведение работы по составлению проектов бюджета в отраслях |
- составление и направление реестров в систему казначейства для осуществления бюджетных расходов; - составление и утверждение смет для подведомственных учебных заведений. |
Казначейская система |
Расходование бюджетных средств | |
Образовательные учре-ждения (бюджето-получатели) |
Разработка предложений к проекту бюджета |
- расходование бюджетных средств; - представление в казначейскую систему документов, подт-верждающих правомерность и обоснованность расходования бюджетных средств. |