Система внутреннего контроля за финансовой деятельностью предприятия
Процесс организации контроля на предприятии начинается с этапа установления стандартов. Стандарты - это конкретные цели организации, которые поддаются измерению. Все стандарты, используемые для контроля, выбираются из многочисленных стратегий предприятия, отмечаются двумя особенностями: наличие временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому оценивается выполненная работа.
На втором этапе контроля сопоставляются реально достигнутые результаты с установленными стандартами. На этом же этапе происходит принятие решения о том, насколько допустимы обнаруженные отклонения от стандартов, при этом определяется величина отклонений. Оценка отклонений осуществляется высококвалифицированными специалистами, которые независимы от данного процесса. Экспертами могут быть сотрудники организации (внутренние контроллеры, аудиторы), а так же внешние консультанты.
На третьем этапе контроля принимаются необходимые корректирующие меры. Заключения сделанные контролерами, должны быть утверждены руководством. При этом необходимо иметь достаточные обоснования необходимости корректирующих действий.
В общем виде система контроля на любом предприятии состоит из взаимосвязанных компонентов: контрольной среды, информационных систем, контрольных процедур и проверки эффективности контроля. [4,c.61]
Контрольная среда
- это фундамент системы внутреннего контроля. Кадровая политика, организационная форма и полномочия службы внутреннего аудита, управленческий учет, бухгалтерский учет информационные системы, и т.д. - все формирует контрольную среду и определяет качество отчетности и эффективность хозяйственных процессов.
Комплектность персонала, осуществляющие функции контроля, является важнейшей характеристикой системы внутреннего контроля. Кадровые проблемы предприятия отражаются на системе внутреннего контроля. Так, частая смена бухгалтеров ведет к тому, что функции учета и контроля выполняются людьми, не имеющими достаточного опыта и делающими в силу этого больше ошибок. Новые руководители и должностные лица могут быть не в должной степени знакомы с системой учета предприятия и совершать технические и другие ошибки. Иногда служащие бухгалтерии увольняются, так как не хотят следовать некоторым процедурам учета, которые предписываются нормативами. В целом, частая сменяемость бухгалтерского персонала может быть тревожным фактом. [6,c.115]
Информационные системы. В настоящее время на большинстве крупных и средних предприятий внедрены различные информационные системы. В этом случае большое внимание должно быть уделено процессу подготовки информации и контролю за качеством информации, заносимой в систему. Если на предприятии часть информации заносится в ручную, а часть с помощью информационной системы, то необходимо разработать специальные процедуры, позволяющие контролировать достоверность отчетности.
Проверка эффективности контроля. Это различные виды аудита, в том числе аудит качества, внутренний аудит. Мониторинг проводится для того, чтобы найти отклонения от стандартных показателей, выявить их причины, дать рекомендации по их устранению. При этом особое внимание уделяется наличию на предприятии процедур проверки внутреннего контроля. Например, с позиции информационных систем необходимо внедрение такого контроля, как проверка корректировок, регулярные проверки данных ответственными специалистами. Финансовая служба, оказывая поддержку внутренним и внешним аудиторам, проводит проверки того, что существующий на предприятии контроль работает эффективно. Для этого на многих предприятиях создается специальное подразделение, ответственное за минимизацию рисков, основные задачи которого - помощь руководителю в создании контрольных процедур, проверка их выполнения, а также контроль за своевременным внесением изменений контрольной процедуры в связи с изменением бизнес-процесса.