Анализ влияния факторов на финансовые результаты от реализации продукции, услуг
Снижение себестоимости продукции приведет к увеличению прибыли от реализации продукции и наоборот. [13, с.118]
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямопропорциональной зависимости: рост уровня цен увеличивает прибыль и наоборот.
Рассчитаем влияние объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен на сумму прибыли.
Таблица 13 - Данные для факторного анализа прибыли от реализации в 2010 году
Показатель |
2008 год |
2010 год в ценах 2008 года |
2010 год |
Выручка от реализации |
90992 |
100765 |
108827 |
Себестоимость реализованной продукции |
87283 |
88170 |
98751 |
Прибыль от реализации продукции |
3709 |
12595 |
10076 |
1. Влияние изменения структуры и объема реализованной продукции на величину прибыли от реализации:
ΔПоб,стр = 12595 -3709 = +8886 тыс.руб.
2. Влияние полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается как разница между суммой затрат в 2008 году, пересчитанной на объем продаж 2010 года и суммой затрат в 2010 году на продукцию:
ΔПс= 88170 - 98751 = -10581 тыс.руб.
3. Влияние цен реализации на величину прибыли - сопоставление выручки 2010 года с условной (объем реализации 2010 года в ценах 2008 года):
ΔПц = 108827-100765 = +8062 т.р.
В результате расчетов определили, что на рост прибыли от реализации положительное влияние оказало увеличение объемов работ и среднереализационных цен. Увеличение затрат на производство продукции привело к уменьшению прибыли от реализации на 10581 тыс.руб.
Анализ затрат на рубль товарной продукции
Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на рубль товарной продукции. Он универсален, так как может рассчитываться в любой отрасли производства и наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.
Проведем факторный анализ затрат на рубль товарной продукции.
Факторы: объем производства, структура, переменные затраты, постоянные затраты, цена на продукцию.
Σ ( З пер х ТП ) + З пост
Факторная модель: Стп = -----------------------------------,
Σ ( Ц х ТП )
где С тп - затраты на рубль товарной продукции,
ТП - объем товарной продукции
З пер - переменные затраты
З пост - постоянные затраты
Ц - цена единицы продукции
Влияние факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции в 2010 году рассчитано способом цепной подстановки по данным таблицы 14.
Таблица 14 - Исходные данные для факторного анализа затрат на рубль товарной продукции
Наименование показателя |
Сумма, тыс.руб. |
Затраты 2008 года на объем продукции 2008 г. |
87283 |
Затраты 2008 г., пересчитанные на объем производства 2010 года |
97757 |
Затраты 2010 года при постоянных затратах 2008 года |
99757 |
Затраты 2010 года |
98751 |
Товарная продукция 2008 года |
90992 |
Товарная продукция 2010 года в и ценах 2008 года |
100765 |
Товарная продукция 2010 года по ценам 2010 года |
108827 |