Взаимосвязь финансов
Финансы, участвуя в распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода, взаимодействуют с другими стоимостными (денежными) категориями распределения - ценой, кредитом, оплатой труда, страхованием. Эти денежные категории также участвуют в распределительном процессе, как и в других стадиях воспроизводственного цикла. Однако мера и формы их участия неодинаковы. Каждая из названных категорий занимает свое особое место в системе распределительных и других воспроизводственных отношений, участвуя присущими только ей методами и способами в едином процессе распределения общественного продукта и национального дохода.
Цена выступает как исходная категория стоимостного распределения, опосредуя переход продукта труда из натурально-вещественной формы в денежную, и его движение от одного владельца к другому на основе актов купли-продажи. В процессе распределения могут возникнуть отклонения цен от стоимости, определяемой общественно необходимыми затратами труда, в результате чего у одних производителей реализуется большая стоимость, а у других - меньшая. В таком случае в перераспределительный процесс вступают финансы со своими методами: они изымают часть стоимости (например, с помощью акцизов, налогов на экспорт или импорт, таможенных пошлин) или передают недополученную часть стоимости путем субвенций (дотаций), бюджетного или отраслевого финансирования. Следует иметь в виду, что отклонение цен от стоимости может сознательно устанавливаться государством при проведении политики цен (регулируемые цены, социально низкие цены, цены, определяемые высоким спросом, - монопольные цены). В условиях рынка преобладают свободные цены, формируемые спросом и предложением товаров, услуг [26; 145].
Однако действие цены не вызывает непосредственного образования фондов, она выступает инструментом товарного производства и обращения. Акт обмена есть одновременно продажа (для одного) и покупка (для другого). При неэквивалентной продаже товаров уменьшается или увеличивается доля «т», а при неэквивалентной покупке изменяются объем и пропорция «с» и «v» нового товара. Цена воздействует на величину и структуру фонда возмещения, а следовательно, и на прибыль.
С помощью финансов корректируется процесс распределения, начатый ценой, с учетом условий движения стоимости, заданной хозяйственными планами и пропорциями. Если с помощью цен формируется в целом выручка от реализации продукции, то финансовое распределение расщепляет эту выручку по целевым фондам денежных средств, предназначенных для дальнейшего использования. Таким образом, финансовые методы распределения более гибки, они обеспечивают большую адресность в этом процессе. Различна степень широты распределения: если цена распределяет только часть стоимости в виде отклонения ее от общественно необходимых затрат или отклонения последних от индивидуальных затрат, то финансы перераспределяют всю стоимость продукта.
Особую роль играет цена в определении размера амортизационных отчислений. Разрыв между первоначальными и действующими ценами на средства производства обусловливаетзначительные колебания в амортизационном фонде. Ценовое искажение стоимости, заложенное в производстве (исходя из неэквивалентной покупки), усиливается при неэквивалентной продаже и вызывает увеличение перераспределительных отношений на стадиях распределения и потребления.
Финансы тесно связаны с оплатой труда. Фонд оплаты труда (фонд заработной платы) в сфере материального производства вычленяется из выручки от реализации продукции с помощью финансов. Этот фонд может формироваться в зависимости от объема произведенной продукции. В случае использования в хозяйственной практике категории дохода фонд оплаты труда формируется в более тесной увязке с достигнутыми финансовыми результатами. Валовой доход* как разница между доходом от реализации продукции и себестоимостью вбирает в себя экономию на издержках и поэтому характеризуется как комплексное финансовое понятие, объединяющее в денежном выражении все усилия хозоргана по количественным и качественным результатам деятельности. Здесь присутствует и ценовой фактор: в случае реализации продукции повышенного качества и экономия материальных затрат, и относительная экономия использования основного капитала, выступающая в виде уменьшения доли амортизационных отчислений, приходящихся на больший количественный объем продукции, увеличивают прибыль или доход.
Внешне создается впечатление, что ценовой фактор непосредственно не участвует в определении фонда оплаты труда. Но через распределение чистого дохода его влияние очевидно. В рыночной системе влияние цены на фонд оплаты труда еще более возрастает.