Анализ налоговых поступлений в 2009 году
В последних программных выступлениях политического руководства Российской Федерации, в провозглашенных ориентирах стратегии развития России до 2020 года определены главные направления развития: построение общества, которое задает высокие жизненные стандарты, создание экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности. Достижение этих целей требует построения мощной финансовой системы, способной обеспечить формирование необходимых финансовых ресурсов, сбалансированность бюджетных доходов и обязательств.
Большое значение для увеличения объемов государственных финансовых ресурсов имеют меры по совершенствованию законодательства о налогах и сборах, повышению эффективности налогового планирования и прогнозирования.
В 2008 год страна вступила с бюджетом, существенно отличающимся по многим позициям от бюджетов предыдущих лет. Федеральный бюджет впервые принят на трехлетний период: на 2008-2010 годы.
Переход к трехлетнему бюджетному планированию превращает бюджет в эффективный инструмент решения стратегических программ социально-экономического развития страны, реализации приоритетных национальных проектов. Однако разразившийся мировой экономический кризис серьезно нарушил планы.
Всего в январе-ноябре 2009 года в федеральный бюджет поступило 2 718 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 30% меньше, чем в январе-ноябре 2008 года. Диаграмма 2.
Диаграмма 2.
Показатели, заложенные на 2009 год в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в части ФНС России, выполнены. Бюджет получил дополнительно 108 млрд. рублей. Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (40%), налога на добычу полезных ископаемых (32%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%).
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-ноябре 2009 года составили 168 млрд. рублей. По сравнению с январем-ноябрем 2008 года поступления снизились в 4,2 раза.
Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов. Суммы убытков, заявленные налогоплательщиками, выросли в 2 раза и за I полугодие т.г. составили столько же, сколько за весь 2008 год. Значительные объемы убытков зафиксированы в металлургии, машиностроении и банковском секторе.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет,
в январе-ноябре 2009 года составили 452 млрд. рублей и по сравнению с январем-ноябрем 2008 года выросли на 3,6 млрд. рублей, или на 1%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-ноябре 2009 года составили 1 086 млрд. рублей и по сравнению с январем-ноябрем 2008 года выросли на 10%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь,
поступило в январе-ноябре 2009 года 27 млрд. рублей, что на 27% меньше, чем в январе-ноябре 2008 года.