Содержание государственного налогового планирования
Государственное налоговое планирование в России возникло из жесткой фискальной политики и подчинения налоговой системы федеральным органам власти. Либеральные идеи западных экономистов не смогли утвердить в России идеи прав регионов по формированию и сбору налогов. Государство свело проблему налогообложения к самому простому, а именно, максимизации поступления налогов и сборов в бюджет. Главным направлением была выбрана централизация поступления налогов. Правительство снижает налоговую нагрузку, усиливает налоговую ответственность, и одновременно увеличивает число федеральных и уменьшает число региональных и местных налогов. В результате в практической деятельности потребовались жесткие методы, обеспечивающие поступления налогов в федеральный бюджет. Таким методом явилось государственное налоговое планирование. Метод позволяющий контролировать и максимизировать сбор налогов.
В регионы были направлены плановые задания по сбору налогов в бюджетную систему. Их выполнение стало важной частью оценки работы налоговых органов.
Итак, существует три подхода к налоговому планированию, а именно, формирование налоговой политики, бюджетно-налоговое планирование и планирование налоговых поступлений в рамках налоговых органах.
Территориальное налоговое планирование является одним из направлений, которое призвано обеспечить рационализацию поступления налогов в бюджетную систему от разных территорий. Федеральная налоговая служба разрабатывает основные показатели мобилизации налогов в разрезе Субъектов Федерации и планы сбора налогов по городам и районам. Территориальное (муниципальное) планирование является основой контроля выполнения плановых показателей по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.
Государственное налоговое планирование представляет собой совокупность форм и методов определения экономически обоснованных (оптимальных) налоговых параметров и решений соответствующих государственных органов управления, направленных на реализацию функций налогов и обеспечение максимально возможного объема налоговых поступлений в бюджетную систему в рамках заданных параметров налогового потенциала.
Достижение цели налогового планирования возможно, с одной стороны, на основе оптимизации уровня и структуры налогового бремени, состава и структуры системы налогов и налогообложения на текущий бюджетный год и перспективу, поддержания высокого уровня собираемости налогов и эффективности налогового контроля, а с другой стороны, с учетом закона растущих финансовых потребностей государства. При этом важно учитывать и структуру источников налоговых поступлений. Диаграмма 1.
Диаграмма 1.
налог прогнозирование планирование бюджет
Так, в настоящее время в России основные бюджетные поступления обеспечиваются за счет налогов с организаций, а в их составе за счет косвенных налогов, тогда как в большинстве развитых стран, наоборот - за счет налогов с физических лиц и прямых налоговых платежей. Объективный предельный уровень налоговых изъятий (для каждой страны он индивидуален) ограничивает возможности государства в увеличении своих доходов на основе увеличения налогового бремени. В этой связи, важнейшей проблемой научного налогового планирования является поиск компромиссных решений, учитывающих обе противодействующие закономерности в конкретных практических действиях государственных органов законодательной и исполнительной власти.