Российская Федерация
Следует отметить, что, несмотря на то, что действующим законодательством РФ не раскрыто содержание понятия «поглощение», на практике, юридические лица при осуществлении хозяйственной деятельности широко используют процедуру поглощения в различных целях. Как правило, компании прибегают к механизмам поглощения при расширении сферы деятельности, диверсификации бизнеса, борьбе с конкурентами и т.п.
Несмотря на молодость сектора M&A на российском рынке, наша страна уже пережила несколько «волн» слияний и поглощений начиная с 90-х годов XX века.
Сложившаяся корпоративная практика осуществления поглощений юридических лиц является не чем иным, как обычаем делового оборота, т.е. сложившимися и широко применяемыми в области предпринимательской деятельности правилами поведения, не предусмотренными законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Вместе с этим, статья 5 Гражданского кодекса РФ относит обычаи делового оборота к источникам, регулирующим отношения участников гражданского оборота. Следовательно, понятие «поглощение» юридического лица является правовой категорией, заимствованной из обычаев делового оборота, т.е. из сложившихся и широко применяемых в предпринимательской деятельности правил поведения, не предусмотренных действующим законодательством РФ.
Интересно в связи с этим отметить, что, несмотря на отсутствие в федеральном законодательстве упоминаний о поглощениях юридических лиц, имеется ряд подзаконных актов, содержащих рассматриваемое нами понятие. Такие подзаконные акты приняты в основном государственными службами и ведомствами, обладающими полномочиями в таком роде общественных отношений, как поглощение юридических лиц. Например, в распоряжении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 г. N 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» под поглощением понимается приобретение 30 и более процентов размещенных обыкновенных акций юридического лица (в связи с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 5 января 2006 года № 7-ФЗ новый порядок теперь действует в случае приобретения лицом более 30% акций). Такая трактовка «поглощения» не раскрывают полностью его суть. Например, общество с ограниченной ответственностью, являющееся, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ в редакции Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», хозяйственным обществом, созданным одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. Так, приобретая часть уставного капитала, выраженную в виде доли (части доли), вполне возможно осуществить поглощение общества с ограниченной ответственностью. Среди правовых актов упоминающих термин «поглощение», следует отметить подзаконный акт, который вводит определение «поглощение» применительно к реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий - Указ Президента РФ № 1392 от 16 ноября 1992 года.
На данный момент можно назвать несколько нормативно-правовых актов, косвенно закрепляющих вопросы, касающиеся процедуры поглощения предприятий. Это Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон «О защите конкуренции», Федеральный закон «Об оценочной деятельности». Что касается трансграничных поглощений, то здесь так же будет уместным назвать Федеральный закон «Об иностранных инвестициях». Но, следует отметить, что регулирование в этой сфере ограничивается ещё и специальным законодательством для определенных сфер деятельности - банковской, страховой, сферы средств массовой информации, обороны, авиации и т.д.
Особое внимание следует уделить и принятому в 2006 году Федеральному закону от 05.01.2006 № 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах». В связи с этим Федеральным законом можно отметить следующее. Даже беглого сравнительного анализа основных принципов, положенных в основание Директивы ЕС о поглощениях и российского Закона, вводящего новые правила осуществления российского аналога процедуры поглощения, вполне достаточно, чтобы сделать вывод, что они очень схожи, как в базовых моментах, так и детально. В связи с этим, можно обоснованно утверждать, что российский законодатель следует европейскому подходу в деле регулирования поглощений. Поэтому представляется, что назначение отдельных правовых предписаний можно без труда понять, если обращаться к логике правового регулирования, обоснованной европейскими юристами.