Кредитный менеджмент как часть финансового менеджмента
Для определения сущности кредитного менеджмента выясним его место по отношению к финансовому менеджменту. Финансовый менеджмент может быть определен как форма предпринимательской деятельности, система экономического управления [5, с.137], организация движения капитала [7, с. 339] и иначе, главное же заключается в том, что как теоретики так и практики в России в настоящее время не сомневаются в том, что на предприятии должна реализоваться система эффективного и рационального использования капитала [18, с.15]. Многие сильные, конкурентоспособные предприятия осуществляют финансовый менеджмент, используют его приемы управления финансовыми ресурсами, такие как овердрафт, хеджирование, ипотека, траст, лизинг. Оцениваются финансовые риски, анализируется финансовое состояние хозяйствующего субъекта (например, доходность, финансовую устойчивость), реализуются оригинальные методики, адаптированные к российским условиям (регулирование массы и динамики прибыли и другие). На таких предприятиях, как правило, функционируют финансовая дирекция как аппарат реализация финансового менеджмента с соответствующими структурными подразделениями, в которых работают подготовленные финансовые менеджеры.
Следует отметить, что на большинстве российских предприятий в рамках финансовых дирекций отсутствуют кредитные подразделения, не работают кредитные менеджеры - профессионалы.
Думается, что нереализованность кредитного менеджмента на предприятиях происходит из за его недооценки. Финансовый менеджмент по отношению к кредитному - понятие гораздо более емкое, поскольку учитывает всю совокупность факторов внешней среды и активно на нее влияет. Усиление влияния этих факторов (конкуренция, технологические изменения, инфляция, изменение процентных ставок, неопределенность экономической ситуации), делают необходимым ежедневный анализ с целью принятия оптимальных решений, что, как правило, осуществляется.
В то же время при построении договорных отношений с покупателями продукции и заказчиками предприятия часто действуют наобум, принимая необоснованные решения по отгрузке продукции некредитоспособным клиентам, что порождает впоследствии неплатежи и формирует у предприятия некачественные активы. Такая ситуация объясняется с одной стороны отсутствием в России соответствующей практики и обычаев делового оборота, с другой - не проработанностью в научном плане проблем кредитного менеджмента. Между тем, кредитный менеджмент уже давно получил значительное развитие и признание за рубежом.
Одной из первых, весьма серьезных работ, посвященных теории и практике кредитного менеджмента и изданных в переводе в Российской Федерации является «Руководство по кредитному менеджменту» под редакцией Б. Эдвардса. Здесь в значительной степени обобщен западный опыт кредитного менеджмента, его история, показаны основные направления. В частности уже аксиоматичными стали такие положения как:
контроль над кредитом улучшает ликвидность предприятия и улучшает качество дебиторской задолженности [16, с. 28-31];
при организации продаж на предприятии необходимо оценивать кредитные риски, в том числе через установление кредитоспособности покупателя и анализ его финансового положения [16, с. 71-94];
при предоставлении товарного кредита должны учитываться кредитные лимиты;
прогнозирование возможного банкротства предприятия - покупателя абсолютно необходимо;
следует использовать разнообразные методы (например телефонные переговоры) при взыскании задолженности;
при работе с дебиторской задолженностью возможна помощь агентств по взиманию средств;
оценка заявок на коммерческий кредит требует дифференциации новых и бывших клиентов.
Существуют и другие подходы, наработанные и используемые в настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой.
С другой стороны нельзя отрицать того факта, что в Российской Федерации в годы реформ шло достаточно быстрое развитие теории и практики кредитного менеджмента в рамках коммерческих банков. Большая роль в этом принадлежала и Банку России, разработавшему в значительном объеме нормативную базу по кредитованию (хотя и банковскому). Такими документами стали Положение № 254-п, «Инструкция № 17» и другие нормативные документы [3, 4]. Следует признать, что в них в определенном объеме нашла отражение, как западная практика кредитного менеджмента, так и российские особенности, связанные с законодательством, налоговой системой и т. д.