Необходимость кредитного менеджмента на предприятии
Как отмечалось, одной из важнейших, в настоящее время, является проблема неплатежей. Хотя сейчас усилиями Правительства РФ и реализуется план многостороннего урегулирования взаимной просроченной задолженности у предприятий, как между ними, так и бюджетом и реализация этого плана помогает в определенной степени решать проблему неплатежей, снятие указанной проблемы зависит во многом от самих предприятий. Трудности в производственно-коммерческой деятельности зачастую происходят из за неумения и нежелания управлять финансами, в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми теорией и практикой финансового менеджмента.
Ниже мы еще рассмотрим некоторые точки зрения на финансовый менеджмент, пока же отметим, что эффективный производственно-коммерческий процесс на предприятии без него невозможен. Основные его функции концентрируются в трех направлениях: управление активами, управление пассивами и решения в области инвестиций. Каждое из этих направлений весьма важно и требует самостоятельной проработки и реализации. Решаются разные вопросы, например какой должна быть структура активов, как предприятие должно с ними работать, где главные проблемы. Все это осуществляется в рамках финансового менеджмента на предприятии в процессе управления активами и пассивами.
Известно, управление дебиторской задолженностью это составная часть управления активами. Последнее включает в себя формирование активов, анализ и текущий контроль за их структурой, корректировка структуры активов при неудовлетворительном состоянии. По существующей практике активы агрегируются и группируются для соответствующего анализа с использованием самых различных подходов, выработанных российской и западной теорией и практикой [21, с.14]. В данной работе, однако, нас интересуют несколько иные аспекты проблемы.
Неплатежи во многом объясняются тем, что управление дебиторской задолженностью на предприятиях как часть управления активами вообще находится на низком уровне. Поэтому указанное направление выдвигается на первый план. Для того, чтобы сделать процесс эффективным нужно понимать, что скрывается за дебиторской задолженностью. Возникает она по различным обстоятельствам из за низкой платежной дисциплины, несмотря на усилия Правительства Российской Федерации. При предварительной оплате товаров, работ, услуг покупателем дебиторская задолженность исключена, однако поскольку в большинстве случаев товары, работы и услуги предоставляются российскими предприятиями без предварительной оплаты, после отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг, покупатель часто нарушает условия договоров, в результате у предприятия-поставщика возникает на балансе дебиторская задолженность. Далее развивается весь комплекс проблем поскольку часто задолженность, с самого начала является фактически просроченной. «Работать» с дебитором, путем использования возможностей отделов сбыта, маркетинга, отделов, объединяемых финансовой дирекцией, таких как плановый, финансового анализа, финансового менеджмента, бухгалтерии оказывается весьма сложно. И часто, несмотря на правовую проработку обеспечения платежа, путем выставления исков в арбитражный и прочие суды, результаты оказываются неудовлетворительными.
Новое понимание дебиторской задолженности, по-видимому, должно заключаться в том, что за ней скрываются кредитные отношения, коммерческий кредит. А если это так, то на партнера - контрагента нужно смотреть как на заемщика по коммерческому кредиту. На предприятиях должны быть созданы соответствующие центры ответственности по работе с дебиторами-заемщиками, наиболее совершенной формой которых являются кредитные отделы, что подтверждается существующей международной практикой.
Таким образом, каждый хозяйствующий субъект должен проводить самостоятельную кредитную политику, которой призваны заниматься специально подготовленные менеджеры с высоким уровнем квалификации, конкретно - кредитные менеджеры. В этом смысле предприятие должно уподобиться коммерческому банку и работать с партнерами осуществляя соответствующие принципы кредитования, конечно со спецификой, присущей промышленному, торговому или иному предприятию. Необходимость кредитного менеджмента на российских предприятиях - требование времени.