Экономика городского округа Самара
Формирование бюджета городского округа Самара, начиная с 2005 года, осуществляется с учетом изменений налогово-бюджетного законодательства (с 1.01.2005г вступил в силу Федеральный закон РФ от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ о налогах и сборах» и Федеральный закон РФ от 20.08.2004 № 120-ФЗ «О внесении изменений в бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений»).
Анализ доходной части бюджета городского округа Самара в сравнении с бюджетами городов, входящих в Ассоциацию городов Поволжья, и бюджетами городских округов Самарской области по итогам 1 полугодия 2009 года
По итогам 1 полугодия 2009 г. общий объем доходов бюджета г.о. Самара составил 4,9 млрд. рублей. Самара занимает 4-е место по наполняемости бюджета среди 8 городов, уступая г. Нижнему Новгороду (7,1 млрд. рублей), г. Саратову (5,5 млрд. рублей) и Волгограду (5,1 млрд. рублей).
Объем доходов бюджетов городов - членов АГП за 1 полугодие 2009 г.
Это обусловлено, прежде всего, тем, что у данных городов по сравнению с г.о. Самара значительный объем безвозмездных поступлений. За отчетный период их размер составил соответственно 2,6 млрд. рублей (г. Нижний Новгород), 2,6 млрд. рублей (г. Саратов) и 1,6 млрд. рублей (г. Волгоград), в то время, как в бюджете г.о. Самара данный объем поступлений составил - 298,2 млн. рублей или 6% от общей суммы доходов.
По объему налоговых поступлений г.о. Самара также занимает 1-ое место, как в абсолютном, так и в относительном выражении.
Налоговые доходы - городов АГП по итогам 1 полугодия 2009 г.
По состоянию на 01.07. 2009 г. налоговые доходы бюджета г.о. Самара составили 3,8 млрд. рублей (или 77,7% от общей суммы доходов), 2-ое и 3-е места занимают г. Нижний Новгород и г. Волгоград. Размер их налоговых доходов составил 3,5 млрд. рублей и 2,6 млрд. рублей соответственно.
В относительном выражении структура доходов анализируемых бюджетов городов несколько иная.
Структура доходной части бюджета - городов АГП
По налоговым доходам лидирующие позиции по-прежнему занимает г.о. Самара (их доля 77,7%), затем следует г. Волгоград (51,5%) и г. Нижний Новгород (49,3%).
Основным доходным источником в налоговых поступлениях бюджетов всех городов является федеральный налог - налог на доходы физических лиц.
Поступление налога на доходы физических лиц
Его удельный вес колеблется от 61,5% в Астрахани до 71,0% в Самаре и Волгограде. Лидирующее положение по собираемости данного налога занимает г.о. Самара, по итогам 1 полугодия 2009 г. поступление НДФЛ в бюджет города составило 2,7 млрд. рублей. 2-ое место по собираемости занимает г. Нижний Новгород - 2,3 млрд. рублей, 3-е место - г. Волгоград (1,9 млрд. рублей).
Доля поступлений единого налога на вмененный доход в налоговых доходах городов колеблется от 7,1% (г. Астрахань) до 16,8% (г. Чебоксары). Поступление ЕНВД в бюджет г.о. Самара за 1 полугодие 2009 г. составило 314,2 млн. рублей (2-е место после Нижнего Новгорода).
Среди показателей по местным налогам по всем городам основной доходный источник - земельный налог. По данному показателю г.о. Самара занимает 1-е место. Земельный налог за отчетный период поступил в бюджет города в размере 717,7 млн. рублей (или 18,6% от суммы налоговых доходов).
Поступление налогов на имущество
Налог на имущество физических лиц в бюджетах всех городов занимает незначительный удельный вес, причем его поступление за анализируемый период составляют менее 1% во всех городах (самый высокий показатель 0,8% - г. Астрахань).
По состоянию на 01.07.2009 г. неналоговые доходы бюджета г.о. Самара составили 806,3 млн. рублей или 16,3% от общего объема поступлений.
Бюджетная обеспеченность на душу населения по городам АГП за 1 полугодие 2009г.