Содержание, задачи и источники информации для анализа финансирования
Местные органы власти и местные исполнительные и распорядительные органы отражаются по тем же главам, что и государственные.
Экономическая (предметная) классификация расходов является группировкой расходов государственного и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций по их экономическому содержанию. В данной классификации приняты четыре уровня классификационной структуры:
1. категория расходов, например текущие и капитальные расходы;
2. предметная статья, например закупки товаров и оплата услуг, капитальные вложения в основные фонды;
. подстатья, например оплата труда рабочих и служащих, приобретение оборудования и предметов длительного пользования;
. элемент расходов, например основной оклад гражданских служащих, приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений.
Отсутствие какого-либо уровня отражается цифрой "О". Экономическая классификация расходов бюджетов показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.
В категорию текущих расходов (код-1) включаются расходы на приобретение товарно-материальных ценностей, оплату предоставленных услуг и выполненных работ (кроме расходов, связанных с капитальными затратами). В категорию капитальных расходов (код-2) включаются все виды расходов, связанных с приростом основных фондов, государственных запасов и резервов, покупной земли и нематериальных активов, а также безвозмездные расходы, позволяющие их получателям увеличивать свои основные средства, компенсировать потери от разрушения основных фондов или увеличивать свой финансовый капитал.
Разделы, подразделы, параграфы, главы, категории, предметные статьи, подстатьи, элементы расходов называются подразделениями бюджетной классификации.
При внедрении этой бюджетной классификации перед работниками бухгалтерий бюджетных учреждений организаций возникли некоторые трудности. Например, практически невозможно организовать учет кассовых расходов по отдельным элементам по подстатье 1100100 "Оплата труда рабочих и служащих". Неизвестно, как определить сумму полученных в кассу учреждения надбавок к заработной плате гражданских служащих (элемент 1100102), дополнительной оплаты гражданских служащих (элемент 1100103) и сумму удержании из этих надбавок подоходного налога, перечисленного в бюджет. Таких данных в бухгалтерии нет и быть не должно. Подоходный налог удерживается из общей суммы заработной платы работника за месяц. Это касается и других удержаний из заработной платы, перечисляемых по назначению со счета в банке.
Следует подумать о целесообразности таких данных в бюджетной классификации и в отчетности об исполнении смет расходов.
Кроме того, понятие дополнительной заработной платы в бюджетной классификации включает виды оплат, отличные от видов оплат, включаемых в общепринятое понятие дополнительной заработной платы. Такое различие в определении одних и тех же понятий должно быть устранено.
В разрезе категорий, статей, подстатей, элементов расходов по каждому параграфу соответствующего раздела (подраздела) учреждения и организации, финансируемые из бюджета, готовят сметы расходов, организуют учет их исполнения и составляют отчетность.
Такая бюджетная классификация позволяет проводить анализ по локальным сметам, по сводным сметам однотипных бюджетных учреждений, а также по сводным сметам министерств как в целом, так и в разрезе отдельных учреждений.
Основные показатели финансового состояния учреждения - степень обеспеченности денежными средствами и соблюдение финансовой дисциплины, поэтому содержание анализа заключается в проверке соответствия сумм финансирования сметным назначениям, а также фактических расходов - сметным назначениям и кассовым расходам.
Основными задачами анализа финансирования бюджетных учреждений являются:
) оценка обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами и использование их по целевому назначению;
) характеристика состояния расчетов и запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
) выявление причин финансовых нарушений и затруднения финансирования;