Антиинфляционное регулирование национальной экономики
Анализируя имеющийся арсенал средств борьбы с инфляцией, можно выделить меры как долгосрочного, так и краткосрочного действия. Исходным пунктом антиинфляционной стратегии является научно обоснованная долгосрочная денежная политика государства. Суть этой политики заключается во введении жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы в обращении. Для определения таких лимитов государству необходимо ежегодно определять темпы роста производства и допустимый при этом уровень инфляции. Другими словами, ЦБ РФ должен снабжать экономику строго определенным количеством денег, при котором возникающая инфляция не принимает неконтролируемые формы. Указанный лимит денежной массы следует удерживать в течение длительного времени, невзирая на экономическую ситуацию и финансовые трудности государства.
Антиинфляционная стратегия включает также деятельность государства по гашению у населения инфляционных ожиданий. Речь идет о переломе субъективных психологических оценок потребителями сложившейся ситуации на рынках потребительских товаров. Экономическая теория и практика знает, как минимум, два направления деятельности, которые могут способствовать решению данной задачи.
Первое - это всемерное укрепление механизмов рыночной системы путем разгосударствления экономики, поощрения малого бизнеса, стимулирования различных форм предпринимательства, диверсификации производства и продаж и т.д. Начавший более интенсивную работу механизм рынка приведет росту товарного предложения и вызовет снижение цен или хотя бы замедление темпов их роста. Второе - это формирование правительства, способного твердо проводить антиинфляционную политику. Доверие населения правительству, которое объявило о своем стремлении вывести страну из состояния неуправляемой инфляции, представляет собой действенный фактор, гасящий инфляционные ожидания. В условиях инфляции страна не может доверить свою судьбу правительству, которое не имеет поддержки со стороны граждан.
Стратегической задачей антиинфляционного регулирования является также сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации путем увеличения доходов и уменьшения расходов государства. Доходы бюджета формируются из различных видов налогов, однако рост налоговых ставок может дать лишь кратковременный антиинфляционный эффект. В долгосрочном плане это лишь усугубит инфляцию. Налоговую политику, напротив, следует направить на снижение налоговых ставок. Снижение, например, ставок налога на прибыль даст импульс инвестиционному процессу, приводящему к росту товарного предложения.
Не менее важным в борьбе с инфляцией является уменьшение бюджетных расходов. Если государство решило покончить с бюджетным дефицитом, то его экономическая политика должна состоять не в том, чтобы больше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из своего бюджета. Государство должно взять курс на свертывание финансирования тех видов деятельности, которые можно передать рыночной системе. Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства государства в инвестиционные процессы, об отмене необоснованных дотаций и субсидий.
Отметим, что антиинфляционную стратегию образуют механизмы длительного действия. Эффект от работы таких механизмов проявится лишь через продолжительное время. Если же требуются срочные меры, то необходимо приводить в действие быстродействующие механизмы краткосрочного антиинфляционного регулирования. Поскольку инфляция представляет собой устойчивый разрыв между спросом и предложением, антиинфляционная тактика дает максимальный результат либо при наращивании предложения без адекватного повышения спроса, либо при снижении текущего спроса без соответствующего падения предложения.
Увеличить предложение без соответствующего роста спроса можно различными путями. Здесь следует выделить налоговые и другие льготы фирмам, осуществляющим диверсификацию своей деятельности, выпуск и продажу такой продукции, создание которой не требует больших текущих затрат. Это способствует «чистому» приросту предложения, что несколько стабилизирует инфляцию. Примером может служить продажа информации, дающая немалый антиинфляционный эффект, поскольку информация как товар может быть объектом продажи множество раз, не теряя при этом своих потребительских свойств. А это значит, что происходит многократное увеличение предложения без адекватного повышения спроса.