Проблема государственного и валютного регулирования долга России
Общая сумма обязательств по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним представляет собой государственный долг. Он делится: на внешний - к нему относятся кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций; и внутренний, в который включены кредиты от национальных банков, а также государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке.
Проблема внешней задолженности требует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе. Острота проблемы внешнего долга для России определяется наследством, доставшимся от Советского Союза (около 100 млрд. долларов). С 2001 по 2009 г. внешний долг сократился в 3,4 раза, и ныне составляет 40,5 млрд. долларов (табл. 4).
Текущие показатели «долговой устойчивости» РФ, разработанные в соответствии с международной методикой, свидетельствует о том, что страна преодолела последствия финансового кризиса 1998 года и существенно сократила бремя государственного долга. В настоящее время по основным показателям долговой нагрузки Россия относится к государствам с умеренным уровнем долга. Что касается внутреннего долга России, то с 2000 по 2008 г. он вырос в 6,2 раза и ныне составляет 1144 млрд. рублей.
Таблица 4 - Структура государственного внешнего долга Российской Федерации
Показатель/ годы |
2001 |
2003 |
2005 |
2008 |
2009 |
Государственный внешний долг, в том числе: |
139,3 |
122,1 |
114,1 |
44,9 |
40,5 |
Задолженность странам-участницам Парижского клуба |
46,1 |
44,7 |
47,5 |
1,8 |
1,4 |
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб |
17,5 |
7,7 |
6,4 |
3,7 |
3,3 |
Коммерческая задолженность |
6,0 |
3,4 |
2,2 |
0,7 |
1,2 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
16,2 |
13,9 |
9,7 |
5,0 |
4,5 |
Рост внутренней задолженности может отрицательно влиять на экономическое и финансовое положение страны, особенно когда он связан не со стимулированием экономического развития, а с необходимостью «затыкания» прорех в бюджете. Наличие государственного долга требует его управления. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государственных органов власти по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. Наиболее распространены методы управления:
рефинансирование государственного долга - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов;
аннулирование государственного долга (дефолт), отказ государства от уплаты государственного долга;
реструктуризация долга, то есть составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга.
В последнее время используются новые методы, такие как: метод выкупа долга - предоставление стране-должнику возможность выкупить долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг по сниженному курсу; механизм перевода долга в акции - конвертация долга частным кредиторам в акции компаний страны-должника; перевод долговых обязательств в облигации с льготными процентами.